В этой теме хотелось бы собрать инфу о семействе десантных парашютов Д-1. Этот парашют был разработан в 1955 году и стал одним из самых массовых в истории отечественного парашютостроения. Некоторые его модификации (Д-1-5у) используются до сих пор. До появления этого парашюта в СССР была некая мода на квадратные купола - считалось, что круглый купол неустойчив в воздухе. В конструкции Д-1 успешно использовался круглый перкалевый купол, что доказало его эффективность.
Мне известны несколько его модификаций (может кто дополнит?): Д-1 Д-1-5 серии 6 Д-1-5У Д-1-8 Д-1-8 серии 2 Д-1-8 серии 3 Д-1-8 серии 3П Д-1-8 серии 6 Д-1-8 серии 6П
Собственно интересуют сама базовая модель и её модификация Д-1-8 различных серий.
------------ Сначала о базовой модели: Д-1
Парашют десантный Д-1, предназначен для выполнения учебно-тренировочных прыжков бойцами-десантниками, а также учебно-тренировочных прыжков лётным составом. парашют по способу раскрытия ранца является парашютом комбинированного действия: с принудительным и ручным раскрытием.
Принудительное раскрытие производится посредством вытяжной верёвки, соединённой одним концом с раскрывающим механизмом ранца, а другим с самолётом. Ручное раскрытие обеспечивается за счёт выдёргивания кольца с тросом самим парашютистом в зависимости от конкретных условий прыжка (усилие для выдёргивания кольца не превышает 16кг). При совершении прыжка с принудительным раскрытием в конструкции предусмотрено ручное аварийное раскрытие (за счёт применения специального кольца с тросом) на случай обрыва вытяжной верёвки.
Парашют Д-1 при общем весе парашютиста (включая вес парашюта, снаряжения и вооружения) не более 120кг обеспечивает: - выпонение прыжков из самолёта на скоростях полёта до 350км/час по прибору при высотах полёта до 1000м; - минимально безопасную высоту прыжка с горизонтально летящего самолёта 150м при немедленном введении парашюта в действие (как при принудительном, так и ручном раскрытии); - вертикальную скорость снижения на участке 30-35 метров до земли не более 5м/с; - снижение без значительного раскачивания в вращений; - надёжность работы в нормальных условиях эксплуатации; - совершение прыжков с задержкой в раскрытии парашюта (при укладке парашюта с ручным раскрытием).
Габариты ранца с уложеным парашютом 595х385х240мм. Вес парашюта 17кг.
Купол круглой формы из перкаля П. Площадь купола 82,5м2. Для усиления верхней части купола полотнища у полюсного отверстия изготовлены из двух слоёв ткани.
Стропы (28шт) изготовлены из хлопчатобумажного шнура ШХБ-125.
В конструкции применён пружинный вытяжной парашют, который был присоединён к чехлу купола и после открытия парашюта приземлялся самостоятельно.
Ранец конвертообразной формы с четырьмя клапанами, которые раскрываются ранцевыми резинками с крючками (8 резинок).
Собственно дальнейшим развитием парашюта Д-1 стал парашют Д-1-8. В 1959 году в связи с появлением скоростных военно-транспортных самолётов возникла необходимость усовершенствования парашюта Д-1. Парашют был снабжён стабилизирующим парашютом, были модернизированы также ранец парашюта, чехол основного купола и вытяжное кольцо. Авторами усовершенствования были братья Николай, Владимир и Анатолий Доронины.
Основное отличие от базовой модели заключалось в том, что новый парашют позволял совершать прыжки со стабилизацией падения.
Кроме того парашют мог вводится в действие без стабилизации падения, сразу же после отделения парашютиста от самолёта или с задержкой в раскрытии.
Парашют сохраняет основные ТТХ базовой модели (Д-1), однако из-за того, что конструкция позволяет прыжки со стабилизацией падения появились новые характеристики: - минимальная высота прыжка со стабилизацией 5 сек - 300м; - скорость снижения на стабилизирующем парашюте составляет около 35 м/с на высотах до 2000м. При совершении прыжков с высот более 2000м скорость снижения на стабилизирующем парашюте возрастает в зависимости от увеличения высоты сбрасывания.
Вес парашюта Д-1-8 около 19,5кг. Габаритные размеры уложеного ранца 595х335х260мм.
В качестве страхующего средства применялись парашютные приборы КАП-3М и ППД-10У. Конструкция позволяла устанавливать два страхующих прибора.
Основное отличие от базовой модели Д-1, как уже отмечалось, состоит в наличии стабилизирующего парашюта. также был впервые применён двухконусный замок, на который замыкались силовые ленты чехла купола.
На фото парашютисты с Д-1-8. Момент стабилизации. Хорошо виден стабилизирующий парашют и чехол купола.
После отделения парашютиста от самолёта шпильки вытяжного троса при помощи вытяжной верёвки выходят из конусов и освобождают клапана ранца которые при поможи резинок откидываются в разные стороны. Одновременно с отделением парашютиста от самолёта при помощи той же вытяжной верёвки выходит из прибоа гибкая шпилька и включается прибор. Вытяжной парашют под действием пружинного механизма раскрывается, наполняется потоком воздуха, вытягивает соединённый с ним чехол стабилизирующего парашюта и стягивает его. Напонившийся воздухом купол стабилизирующего парашюта вытягивает часть чехла с уложенным в него куполом основного парашюта. Нижняя часть чехла купола, находящаяся в кармане ранца в работу не вступает, так как она зачекована на ранце с помощью пряжек-люверсов и двухконусного замка. на наполненном стабилизирующем куполе и частично вытянутом чехле купола происходит стабилизарованное снижение парашютиста. По истечении заданного времени парашютист выдёргивает кольцо и двухконусный замок раскрывается освобождая силовые ленты. Чехол купола вытягивается во всю длину и сторопы выходят из сот чехла. После полного натяжения всего парашюта чехол сходит с купола основного парашюта и парашют наполняется воздухом. Чехол стабилизирующего парашюта с вытяжным парашютом и чехол купола с стабилизирующим парашютом приземляются самостоятельно.
На форуме много форумчан которые прыгали с Д-1-8. Прошу поделится впечатлениями. Может кому то доводилось заниматься войсковым ремонтом или доработками данного парашюта.
Чем отличались различные серии этого парашюта?
На фото десантники перед прыжком с Ан-12. Очевидно с Д-1-8, хотя по ранцу трудно сказать точно.
Alex пишет В книге Лисова "Свободный полет" как раз на примере Д-1 описывается устройство парашюта (Если я не ошибаюсь). Более литературы не встречал
Интересно получается: я прыгал на гражданке с Д-1-8У, но вытяжного парашюта на нём не было, а купол раскрывался принудительно сразу после отделения парашютиста от самолёта, за бортом тянулся шлейф чехлов от куполов после выброски, которые крепились к тросу и потом втягивались выпускающим обратно на борт. Так на чём же я прыгал на Д-1 в чистом виде или всё же на Д-1-8-У как я думал последние 25 лет?!?!
Вы прыгали вероятно с Д-1-5У, в варианте с принудительным раскрытием. Это когда вытяжная верёвка стягивает чехол с купола (он остаётся в самолёте) и парашют сразу же раскрывается. У Д-1-5У в отличие от других модификаций парашюта Д-1 на куполе сзади три отверстия для управления.
Кстати и Д-1 и Д-1-8 (правильно без буквы "У" ) тоже может применяется в таком варианте. Вытяжной парашют используется при ручном раскрытии (когда парашют раскрывается вручную кольцом). А Д-1-8 кроме прыжков с принудительным раскрытием и прыжков с ручным раскрытием позволяет совершать прыжки со стабилизацией.
На фото момент отделения парашютиста при прыжке с принудительным раскрытием парашюта (скорее всего Д-1-5у). Хорошо виден вытянувшийся чехол купола и чехол купола предыдущего парашютиста (висит за самолётом из двери).
Des пишет Вы прыгали вероятно с Д-1-5У, в варианте с принудительным раскрытием. Это когда вытяжная верёвка стягивает чехол с купола (он остаётся в самолёте) и парашют сразу же раскрывается. У Д-1-5У в отличие от других модификаций парашюта Д-1 на куполе сзади три отверстия для управления.
Д-1-5У будем обсуждать в этой же теме несколько позже!
Кстати и Д-1 и Д-1-8 (правильно без буквы "У" ) тоже может применяется в таком варианте. Вытяжной парашют используется при ручном раскрытии (когда парашют раскрывается вручную кольцом). А Д-1-8 кроме прыжков с принудительным раскрытием и прыжков с ручным раскрытием позволяет совершать прыжки со стабилизацией.
Точно!, не было там буковки "У", просто Д-1-8 и запаска З-три была. Но на основном куполе по моему никаких прорезей для управления не было, перкаль был сплошной, но то что это был НЕ Д-1-5У это 100%.
Осталось в этой теме добавить инфу о оставшихся парашютах этого семейства - это Д-1-5 серии 6 (возможно есть и другие серии) и Д-1-5У ("У" - значит управляемый) Сначала о Д-1-5У:
Д-1-5У тренировочный управляемый парашют предназначенный для совершения тренировочных прыжков. Многие годы вплоть по настоящее время он использовался для подготовки спортсменов-парашютистов начального уровня.
Собственно парашют сохранил ТТХ базовой модели, но есть и отличия. Основное отличие возможность управления снижением. Круглый купол изготовленный из перкаля, такой же как и предыдущих модификаций но имеет на задней половине три конструктивных отверстия через которые выходит воздух и реактивная сила толкает парашютиста вперёд со скоростью около 2,47м/с. Разворот парашютиста вокруг вертикальной оси вправо или влево происходит путём натяжения левой или правой стропы управления. При натяжении стропы управления перекашивается боковое отверстие и за счёт реактивного момента струй воздуха, выходящих из этих отверстий купол разворачивается.
- разворот купола на 360град в любую сторону за время не более 18 сек при натяжении одной стропы управления; - горизонтальное перемещение парашюта вперёд со средней скоростью 2,47м/с.
Это свойство позволило обучать спортсменов начального уровня прыжкам на точность приземления.
На фото парашют Д-1-5У в воздухе. Парашют был уложен на принудительное раскрытие, потому как на вершине купола не наблюдается чехла с вытяжным парашютом. Хорошо видны отверстия на задней половине купола.
Кроме системы управления куполом, парашют имеет бесстропный вытяжной парашют (ШВП - шаровой вытяжной парашют, в простонародье "шарик") который был у ПД-47-5, но отсутствовал у Д-1 и Д-1-8. По всей вероятности ШВП оказался более подходящим и надёжным чем стропный вытяжной парашют-"паук".
Парашют оказался очень удачным и поэтому используется уже не одно десятилетие. Позволяет совершать прыжки как с принудительным, так и с ручным раскрытием. С появлением ШВП у данного парашюта появился ещё один вид применения - принудительная расчековка ранца. В этом случае вытяжная верёвка только расчековывает ранец, а чехол с купола стягивает вытяжной парашют.
на фото показан момент раскрытия ранца. Хорошо виден ШВП. Судя по тому, что в руке парашютиста нет вытяжного кольца, прыжок выполнялся "на расчековку" либо на ручное раскрытие, но ранец открылся "по-прибору".
Ранец парашюта практически не претерпел особых изменений относительно Д-1 и Д-1-8 за исключением того, что внутри ранца убрали дополнительный клапан для вытяжного парашюта.
На фото парашютист с Д-1-5У, уложеным на ручное раскрытие. На боковом клапане ранца виден прибор (ППК-У)
У парашютов ранних годов выпуска, после раскрытия вытяжной парашют с чехлом после стягивания приземлялись самостоятельно, отдельно от парашютиста. Именно так, как это было и у Д-1 и Д-1-8. Однако кто-то придумал очень полезную доработку (ориентировочно в 1966-67гг) - использование стреньги которая соединяла вытяжной парашют с чехлом и вершину купола. В этом случае после раскрытия, чехол с вытяжным парашютом оставались на вершине купола и парашютисту уже не требовалось бегать по всему полю и искать свой чехол с "шариком".
На фото парашютист с Д-1-5У, на вершине купола хорошо виден оранжевый чехол с вытяжным парашютом.
И ещё, просматривая литературу (ТО и ИЭ) по Д-1-5У я обратил внимание, что данный парашют выпускался с двумя видами подвесных систем. - "обычная", т.е. как у любого десантного парашюта - "спортивная", т.е. как у парашюта УТ-15 или Т-4 с замками ОСК и перемычками между передними и задними парами свободных концов.
[attachment=9797:Page_016.jpg]
[attachment=9798:Page_020.jpg]
[attachment=1776:2_003b_.jpg] По фото:
слева - Нашёл в инете старую фотографию. Если это Д-1-5У (очень похоже), то на фото как раз парашют с этой "спортивной" подвесной системой. Хорошо видны замки ОСК, и собственно подвесная система с мягкими накладками на ножных обхватах и грудной перемычке. Ранец же вряд ли можно спутать с похожим от УТ-15 или Т-4 (хорошо видны характерные признаки - размер ранца, ленты подтяга ПЗ с косынками).
справа - "обычная" подвесная система, которая встречается повсеместно в настоящее время.
Выпускалась ещё модификация парашюта Д-1-5. Лично я встречал и укладывал парашют Д-1-5 серии 6. Такие парашюты стояли на вооружении в частях транспортной авиации для тренировочных прыжков лётного состава. Наверное и сейчас стоят.
Собственно парашют является упрощённой версией парашюта Д-1-5У. Упрощение состоит в отсутствии возможности управления куполом. Купол не имеет конструктивных отверстий и строп управления. Всё остально абсолютно такое же как и у Д-1-5У.
Да, у этого парашюта имеются чехлы строп! Полагаю такие же как и у ПД-47-5.
На каждую группу строп идущую от свободных концов надеваются чехлы из тонкой белой ткани. Они по замыслу разработчиков предназначены для предотвращения зацепа за ноги парашютиста попавшего в беспорядочное падение. После раскрытия их полагалось стянуть вниз "гармошкой".
На фото парашют Д-1-5. Хорошо виден купол без управляющих отверстий.
Не знаю, как насчет моды, но в части управляемости квадратный купол ПД-47 и круглый Д-1 - это, как говорится, две большие разницы. Справедливости ради нужно отметить, что укладка Д-1 попроще. Недостаток ПД-47 - это реальная возможность складывания при контакте с другим парашютом, а Д-1 в этом случае просто крутится вокруг соседнего купола, в этом убедился на собственном опыте. Переход с ПД-47 на Д-1 большого восторга у наших старослужащих не вызвал, приземление стало сложнее, купол-то не развернешь, только сам можешь за счет перекрещивания лямок подвесной системы, а погасить гаризонтальную составляющую скорости приземления (в случае приличного ветерка) уже нечем. Зато по части надежности - шапку долой! Недаром 50 лет в строю! Кстати, по поводу КАП-3: нам все время твердили - не ждите его срабатывания, отсчитал 5 сек и дергай кольцо. Был случай, на гибкой шпильке разошлись витки, парень ждал-ждал, когда КАП сработает, а земля-то все ближе и ближе, дернул. Обошлось.
vae пишет Не знаю, как насчет моды, но в части управляемости квадратный купол ПД-47 и круглый Д-1 - это, как говорится, две большие разницы. Справедливости ради нужно отметить, что укладка Д-1 попроще. Недостаток ПД-47 - это реальная возможность складывания при контакте с другим парашютом, а Д-1 в этом случае просто крутится вокруг соседнего купола, в этом убедился на собственном опыте. Переход с ПД-47 на Д-1 большого восторга у наших старослужащих не вызвал, приземление стало сложнее, купол-то не развернешь, только сам можешь за счет перекрещивания лямок подвесной системы, а погасить гаризонтальную составляющую скорости приземления (в случае приличного ветерка) уже нечем. Зато по части надежности - шапку долой! Недаром 50 лет в строю! Кстати, по поводу КАП-3: нам все время твердили - не ждите его срабатывания, отсчитал 5 сек и дергай кольцо. Был случай, на гибкой шпильке разошлись витки, парень ждал-ждал, когда КАП сработает, а земля-то все ближе и ближе, дернул. Обошлось.
У меня в войсках был случай когда прыгали на Д-5 с ППКУ заряженым на 5 сек. решил кольцо не дёргать, а раскрываться на приборе. Не знаю, может это субъективно конечно, хотя на 5 секундной стабилизации до этого прыгал на Д-6 и Д-5, но что-то долго не срабатывал прибор и я рванул кольцо, даже не рванул а просто дёрнул, но оно не пошло как обычно, а как будто застопорилось в невытянутом положении, тут уже было не до экспериментов и я со всей дури рванул кольцо обеими руками. Купол сработал и вышел как положено, но стропы были закручены до самого купола(укладывал не я, а брали со склада уже уложеные или ВДСниками или курками, не помню точно) и почти до самой земли я крутился как подорваный, но успел растянуть подвесную и приземлился нормально, до сих пор не знаю что это было, но ППКУ был сработавшим, специально смотрел после приземления, а вот почему я кольцо еле вытащил непонятно.
На Д-1-8 и Д-1-5У имею мало спусков, порядка десятка. Почти все эти прыжки на "каплю". Причем, самостоятельно укладывал эти парашюты два или три раза. Особых подробностей не добавлю. Следует отметить, что Д-1-5У стоит в ряду за Д-1-8, поскольку появился он позже. Это модификация Д-1-8, у которого вырезали полотнища и в результате родился Д-1-5У. А вот надежности парашютов Д-1-8 и Д-1-5У, как здесь справедливо отмечено, впору слагать оду. Где-то в период с 1965 по 1969 годы все "пауки" из обихода исчезли (возможно еще оставались в ПНЛ) и в качестве вытяжных стали применяться только "шарики".
Кстати, о мягкости спуска - на Д-1-5У умудрялся приземляться настолько мягко, что почти не чувствовалось этого. А теперь вопрос про укладку - что может быть причиной фитиления строп после раскрытия - перекрут пучка строп относительно своей оси при укладке!?
Может быть несколько причин: 1. перекрут строп при укладке 2. вращение парашютиста в момент выхода строп 3. вращение ШВП (если он кривой) в момент выхода строп.
Да, надежность Д-1-5У - штука великая. Парашют меня учил укладыватьь испытатель Юрий Иванович Кирсанов.. Робко, почти аккуратно укладываю "дуб" на принудительное стягивание.. под контрлем зачековываю ранец.. Вбегает взмыленный перворазник "Мужики, дайте "дубок на веревку!!!" Юрь Иваныч, не кривя взором, дает ему мое "творение".. НЕМАЯ СЦЕНА...
vae пишет Не знаю, как насчет моды, но в части управляемости квадратный купол ПД-47 и круглый Д-1 - это, как говорится, две большие разницы. Справедливости ради нужно отметить, что укладка Д-1 попроще. Недостаток ПД-47 - это реальная возможность складывания при контакте с другим парашютом, а Д-1 в этом случае просто крутится вокруг соседнего купола, в этом убедился на собственном опыте. Переход с ПД-47 на Д-1 большого восторга у наших старослужащих не вызвал, приземление стало сложнее, купол-то не развернешь, только сам можешь за счет перекрещивания лямок подвесной системы, а погасить гаризонтальную составляющую скорости приземления (в случае приличного ветерка) уже нечем. Зато по части надежности - шапку долой! Недаром 50 лет в строю! Кстати, по поводу КАП-3: нам все время твердили - не ждите его срабатывания, отсчитал 5 сек и дергай кольцо. Был случай, на гибкой шпильке разошлись витки, парень ждал-ждал, когда КАП сработает, а земля-то все ближе и ближе, дернул. Обошлось.
Всё, совершенно верно, ПД-47 более управляем за счет килей их четыре и поэтому развернуться по ветру можно было куполом и погасить при приземлении горизонтальную скорость. Д-1 и Д-1-8 развороты по ветру при приземлении только на лямках. Приборы КАП-3 и ППД-10 действительно очень часто отказывали. По этому при ручом открытии парашюта,строго следили эа тем чтобы открытие было действительно ручным, а ни прибором ( за прибор наказывали)
Это для примера. Последние партии Д-1-5у отличаются крайне слабым "здоровьем", 80-100 прыгов и в помойку, скорее всего связано с заменой материала производителем. На моей памяти, обрыв части строп в середине девяностых приведшая к гибели парашютиста. И пр., пр., пр...... Там где предполагается участие человека, даже самая надёжная штука становится элементом "гусарской рулетки".
21.08.2004 Гибель Константина Громова
В Хабаравске погиб начинающий с Д-1-5У.Человек не дернул кольцо, прибор тоже не сработал, на ~100м дернул кольцо запаски, ЗП наполниться не успел. 15 прыгов.Ручка Д-1-5У;срыв вБП,паника,несработка ППКУ......инструктор пытался догпнать,но...сам бросил медузу на 200 метрах.У погибшего-ранец ОП расчекован;стропы из сот вышли;чехол сошёл на 30-40см;шпилька из прибора вытащена.Инструктор чудом жив остался. Дерево спасло. Порвался весь об ветки, а иначе хоронили бы двоих. Как говорят очевидцы,погибший до конца был в сознании, боролся до последнего. Умер мгновенно.BSBD
Его звали Костя. Константин Громов. Сетевой ник ElGato
Kuzia пишет Его звали Костя. Константин Громов. Сетевой ник ElGato
На сколько мне известно, случилось это не в самом Хабаровске, впрочем, это не важно. Бог тому судья, кто затащил не подготовленного парня на 2000 метров. Все остальное без комментариев, скажу только, что Д-1-5у в данном случае абсолютно не причем. Как уже неоднократно отмечалось, парашют Д-1-5у обладает практически ста процентной надежностью, поэтому в сводках о происшествиях фигурирует чрезвычайно редко и только по причине раздолбайства. Он и сейчас находится в эксплуатации, да беда в том, что стал большим дефицитом. Парадокс, но по стоимости он сравнялся с планирующими оболочками. Поэтому, на сверх ресурсные купола заводятся новые формуляры, а потом начинают дрынькать стропы. Когда же размочалится последний Д-1-5у, на чем будут осуществляться прыжки со сверх малых высот? У нас только в этом году прыжков со 150 и мене метров выполнено около сотни. Все на Дубах.
Kuzia пишет В Хабаравске погиб начинающий с Д-1-5У.Человек не дернул кольцо, прибор тоже не сработал, на ~100м дернул кольцо запаски, ЗП наполниться не успел. 15 прыгов.Ручка Д-1-5У;срыв вБП,паника,несработка ППКУ......инструктор пытался догпнать,но...сам бросил медузу на 200 метрах.У погибшего-ранец ОП расчекован;стропы из сот вышли;чехол сошёл на 30-40см;шпилька из прибора вытащена.Инструктор чудом жив остался. Дерево спасло. Порвался весь об ветки, а иначе хоронили бы двоих. Как говорят очевидцы,погибший до конца был в сознании, боролся до последнего. Умер мгновенно.BSBD
Его звали Костя. Константин Громов. Сетевой ник ElGato
Можно конечно строить разные предположения. Но, зная все нюансы данной трагедии, вывод однозначен: парашют Д-1-5у не имеет ни какого отношения к трагическим последствиям. От комментариев воздерживаюсь, поскольку сейчас уже ничего не изменишь и никому от познания подробностей не станет легче. Читать описание происшествия было неприятно. Конечно парень "боролся"... Боролся так, как может бороться с водой, не умеющий плавать человек. Жаль пацана