В разведсамокатной роте инструктором-парашютистом работал намного старше нас по возрасту гвардии старший сержант. Занимались изучением тогдашних типов парашютов. ПЛ-6 — парашют летчика, купол круглый, стропы насквозь проходят через весь купол. Изучили подвесную систему у парашюта, замки, карабины, ранец. На длинном авиазенте, называемом полевым столом для укладки парашюта, инструктор-парашютист показывал и рассказывал укладку парашюта. Мы вместе с ним укладывали парашют. Используя подвесную систему, он показывал, как правильно разворачиваться в воздухе лицом по направлению движения. Прыгали с трехметровой вышки в опилки сначала без ничего, а потом с карабином в правой руке. Объяснил, что при приземлении с парашютом будет примерно такая же скорость приземления и такой же силы удар ступнями ног о землю. Первые прыжки с аэростата мы совершили с парашютом летчика ПЛ-6.
Затем, в течении дальнейшей подготовки к нам поступили парашюты ПД-41, ПД-41–1, ПД-42 — это были десантные парашюты разных усовершенствованных конструкций. Площадь купола десантного парашюта около 70-ти квадратных метров, форма в растянутом виде — квадрат с обрезанными углами. Купол основного парашюта из перкали или чистого белого шелка. Купол запасного парашюта, как правило, из белого чистого шелка. У этих парашютов подвесная система застегивалась на груди крестообразным замком конструкторов братьев Дорониных. У этого замка была одна красная ручка для быстрого аварийного освобождения от подвесной системы при необходимых случаях. Например, при приземлении на воду нужно освободиться от подвесной системы, держась только руками за лямки строп, и на высоте примерно 2 метра над поверхностью воды отпустить лямки. Выныривать следует с наветренной стороны, чтобы не запутаться в куполе и стропах парашюта. При обнаружении противником десантника также необходимо быстро освободиться от подвесной системы, и сразу же после приземления начать противодействие врагу.
По моим сведениям ПЛ-6 был. В то время была принята подобная нумерация для выпускаемых парашютов - ПЛ (парашют летчика), ПД (парашют десантника), ПН (парашют наблюдателя), ПТ (парашют тренировочный). Как правило купола были одинаковые, отличались они лишь ранцами. Цифрами обозначали "поколение". После ПД-6 (т.е. шестого "поколения") нумерация изменилась.
На госиспытаниях в Сарабузе была достигнута неслыханная для прыжка с парашютом скорость оставления самолета – 272 км/ч. Перегрузка, достигшая 12, не вызвала осложнений. Человек выдержал. Квадратный парашют ПЛ-2, площадь которого на 4,5 м2меньше, чем у его круглокупольного предшественника ПЛ-1, был принят ВВС. Замечу кстати, что купол ПЛ- 2 был изготовлен из гладкого шелка. В 1938 г. специалисты парашютного завода, зная о существовании новых боевых самолетов и предвидя дальнейшее увеличение нагрузок скоростного парашютного прыжка, первыми сделали шаг в направлении медицины. Рассудили так: прежде чем подвергать риску такого прыжка человека, надо рискнуть на собаках. Собачьи парашюты сделали такими, чтобы получить особо высокие нагрузки. Предшественницы Белки и Стрелки переносили неслыханно высокие перегрузки, и медики сделали вывод – семафор на пути к скоростным прыжкам человека открыт. Совпало это заключение и с необходимостью государственных испытаний очередной модели спасательного парашюта летчика – ПЛ-З. Квадратный купол этого парашюта был скроен из каркасного шелка, идею которого предложил М.А.Савицкий ещё в бытность свою директором парашютного завода. В эту ткань через определенные промежутки включались упрочняющие нити. Каркасный шелк отличался от гладкого большей воздухопроницаемостью, а это означало, что, при прочих равных условиях, перегрузки парашютного прыжка станут меньше. Достигалось это за счет более пологой кривой градиента её нарастания, платой за что было некоторое увеличение времени наполнения купола парашюта и его площади: она у ПЛ-З была лишь на 0,5 м меньше, чем у парашюта ПЛ-1. Госиспытания ПЛ-З состоялись в мае – июне 1939 г. в авиачасти близ Ростова-на-Дону. Парашют показал отменные качества – по прочности и упорядоченности процесса раскрытия он позволял выполнять прыжки на скорости, превышающей 400 км/ч. Упомянутые госиспытания этого парашюта имели, на мой взгляд, еще один и более важный, чем просто технический, аспект. На них впервые работала группа крупнейших специалистов по авиационной медицине. В организации и проведении скоростных прыжков с парашютом ПЛ-З приняли деятельное участие три научных сотрудника Института авиационной медицины им. И.П.Павлова – бригадный врач Г.Г.Куликовский и военврачи В.Г.Миролюбов и И.К.Сабенников. Каждый сформировался как специалист под влиянием преемника Ивана Петровича Павлова – академика Леона Абгаровича Орбели.
Пилоты экипировались парашютом ПЛ-4 или ПЛ-5, который крепился на подвесной системе так, чтобы на нем можно было сидеть. Поэтому сиденья самолетов имели корытообразное углубление. Парашют весил примерно восемь килограммов. У летчиков-наблюдателей был другой парашют, который крепился на подвесной системе на уровне груди. Часто расположенный на груди парашют затруднял штурману выполнение некоторых операций. Поэтому разрешалось отстегивать один из двух карабинов. При этом парашют мог изменять свое положение относительно тела.