|
Наши проекты
Подключение ккт к офд как подключить кассу к первому офд
Подключение ккт к офд как подключить кассу к первому офд.
f-service.su
Ветераны
Записки офицера спецназа ГРУ
Под прикрытием огня взвода сидящего на скалах, а главное под прикрытием дымовой завесы, ребята со скал забросали вход в ущелье дымовыми шашками. В ущелье ворвались две БМП, имея в экипажах только по два человека, механиков-водителей и в башнях сидели наводчики. К сожалению фамилий солдат, которые сидели за рычагами боевых машин не помню. А вот наводчиками пошли офицеры, это замполит 1-ой роты, старший лейтенант Стасюк А.А. (сейчас живёт в г. Донецке) и командир группы этой же роты, старший лейтенант Сергей Паховский (сейчас живёт в г. Екатеринбурге).
Когда рассеялся дым, душманы увидели боевые машины, но было уже поздно, офицеры открыли огонь по огневым точкам противника. Стрельба велась практически в упор, 30-мм орудия БМП стреляли очередями...
ВДВ глазами медика. Часть 12: Спитак
Предыдущая часть
Город стерт с лица земли |
Спитак, оказание помощи
Итак, к стихии безумной, народной, добавился неконтролируемый удар стихии природной. Ее отсчет пошел с 7 декабря 1988 года. Позже появилась следующая сводка военного командования: "В зоне разрушений 21 город и район. Без крова остались свыше полумиллиона жителей. Перестали функционировать более 150 предприятий. Число жертв - около 25 тысяч. Развернуто 27 600 палаток, 180 продовольственных пунктов с раздачей горячей пищи... В расчистке завалов участвуют 18 756 военнослужащих"...
Когда страна содрогнулась и приспустила флаги, в первом эшелоне спасения двинулся десант. В ночь с 7 на 8 декабря 1065-й гвардейский артиллерийский полк, совершив марш-бросок из Еревана, прибыл в город Спитак. Приказ о применении ВДВ в данном случае опирался на особенности нашей военной этики - первыми быть всюду, где требуются истинное мужество, самоотверженность, способность сознательно подвергать себя дальнейшим испытаниям и даже риску.
Войдя в Спитак, десантники увидели сплошные руины и пожары. Из оставшихся в живых, одни в ужасе метались между развалинами, другие, в оцепенении стояли и сидели у мест, где были их дома. Земля продолжала вздрагивать. И никаких признаков спасательных работ! Десантники гвардии подполковника В. Медведева поняли, что город придется полностью брать под свою ответственность.
Колоссальные разрушения вокруг |
Немедленно были взяты под охрану остатки зданий госбанка, сберкасс, ювелирного магазина, РОВД. Приступили к раскопкам в разрушенных цехах швейной фабрики, двух школах и детском саду. Работы не прекращались ни поздним вечером, ни ночью. Об отдыхе никто и речи не заводил. Отказывались даже от приема пищи.
За первые полдня сержант М. Челах, старшина Э. Афанасьев, рядовой В. Газалашвили, ефрейторы А. Подворный и В. Шпанников спасли из-под обломков по десять детей.
Под крики и стоны людей десантники майора С. Гужбина ломами и кирками неистово, с нечеловеческим упорством, расчищали завалы. Цену промедления знали и понимали все.
Медицинский пункт полка, благодаря усилиям капитана И. Саяпина, десантники превратили в центр оказания помощи раненым. Сюда ехали все машины скорой помощи, руководство которыми тоже взяли на себя десантники.
Как и положено, это было твердое руководство. Каждому определялся маршрут, объект, число раненых и степень тяжести ранения. Всего врачами И. Саяпина было сделано 2 тысячи операций!
Офицер ВДВ на фоне трагедии |
Важно и другое - принятыми мерами десантники способствовали усилению материальной помощи пострадавшим районам. Только за две недели были задержаны 318 автомобилей с различными грузами и 36 кранов, которые пытались похитить. На дорогах от Еревана до Ленинакана и Спитака была создана система постов, подвижных патрулей, пунктов регулирования движения, узлов связи, которые обеспечивали быструю и точную доставку помощи.
Утром, восьмого декабря генерал вызывает меня к себе в кабинет.
- Озерянин, слушайте боевую задачу. Подготовьте и возьмите с собой ДДА. Сами садитесь в санитарный УАЗик и отправляйтесь в Спитак. Ваша основная задача -проверить, как разместился наш артполк. В каких условиях. С учетом того, что там сейчас перебиты и порваны все коммуникации, меня интересует водоснабжение и санитарные условия в полку. Проверите и возможно что там на месте, с командиром полка решите, как улучшить их положение. Дезинфекционно-душевой автомобиль берите для того, чтобы личный состав полка мог помыться и продезинфицировать свою форму одежды. Вам все понятно?
- Так точно, товарищ генерал.
- Сразу по возвращению приходите сюда и доложите мне обо всем, что увидите.
- Есть товарищ генерал! Разрешите выполнять?
- Да.
Для них время остановилось в то мгновение |
По-быстрому готовлю свою микроколонну к путешествию на расстояние в девяносто восемь километров и в двенадцать часов дня выезжаем. На ощупь, без карты и без понятия куда ехать. Опрашиваем местных жителей и выбираемся на ту дорогу, куда нам надо. Выехав за город, обнаруживаем, что мы в ту сторону двигаемся далеко не одни. Сплошной поток транспорта медленным темпом движется в направлении Спитака и других пострадавших населенных пунктов.
Мы вынуждены подчиниться движению в колонне. На горных дорогах особо не наобгоняешь. Я вообще впервые в настоящих горах, без проводника, без подсказчика.
Если в долинах зима похожа на монотонно затянувшуюся осень, то здесь, на высоте в два-три километра, зима настоящая - и снег, и мороз, и ветер. Снег при этом периодически, то мокрый, и залепляет лобовое стекло, то сухой. Дворники у моего Киреева, как и "положено" у военного водителя, не работают. Тем не менее потихоньку продвигаемся к цели. Вот уже и последний перевал позади.
По обочинам потянулись жиденькие рощицы персиковых садов. Вообще-то, пейзаж здесь в эту пору года марсианский. Все вокруг серое, пропахшее пылью. По сторонам - каменисто-песчаные обочины. И одинокие, сухие пучки травы.
С высоты перевала город похож на пиалу. Глубокая долина, окруженная со всех сторон горами, как бортиками чашки. Видно стелющийся дым и стихийно разрушенную, серую территорию.
Руины города |
Въезжаем в пригород, если это здесь уместно. Учитывая, что по обочинам обычные саманные хаты, один в один, как и в моем теперь Болграде. Я внимательно приглядываюсь к стенам и вижу, что да, на них тоже имеются глубокие трещины, наискось, на всю высоту, но, дома, тем не менее, стоят. Нигде ничего не завалилось.
По бетонному мосту переезжаем узкую и глубокую местную реку, на указателе читаю ее название : "р. Памбак". Узкий и коротенький мостик от землетрясения посредине треснул и одна половина наползла, как ступенька на вторую. Впереди нас едет видавший виды грузовичок ГАЗ-53, с высокими, по местной моде бортами, и дверцей в заднем борту. Сверху затянут брезентом.
Спереди на радиаторе и по бокам на бортах-растяжки из красного кумача. На них белыми буквами по-русски написано: "Жителям пострадавшего Спитака от жителей солнечной Аджарии!". Навстречу грузовику несется толпа в человек двадцать, мужчины и женщины. Прямо у мостика они перегораживают дорогу и ГАЗ-53 останавливается. Я прошу своего Ваню водителя притормозить и посмотреть,как будут разворачиваться события. Один из наиболее ловких аборигенов тут же открывает дверцу заднего борта. И начинает выдергивать узенькие ящички, доверху наполненные мандаринами.
И что тут началось. Озверевшая толпа стала вырывать ящики из кузова, из рук друг у друга. Мгновенно вспыхнула драка, зуботычины, пинки и затрещины щедро раздавались во все стороны, не глядя на то, кто тут мужчины или женщины. Смотреть на эту сцену было смешно и грустно одновременно. Из кабины грузовика выскочила женщина лет тридцати и шофер, примерно того же возраста.
- Люди! Люди, остановитесь! Что же вы делаете!? Всем ведь хватит! - пыталась призывать к порядку молодая аджарка, но ее никто не слушал и не слышал. Я скомандовал и мы поехали дальше. Первое, что врезалось в глаза, это масса палаток по периферии городка. Это уже развернулись, и продолжали разворачиваться спасатели.
На обочинах в спешном порядке работали бульдозеры и краны. Проезжая часть дороги была прочищена так, что можно было двигаться только в одностороннем направлении. Трех, четырех и пятиэтажные, жилые дома были разрушены полностью, на их месте возвышались только холмы мусора или были в разной степени разрушения. Где-то отвалилась передняя панель дома, и он стоял, как этажерка с полками-квартирами. В другом месте рухнуло полдома, а вторая половина еще стояла, и можно было смотреть на оголившуюся торцевую часть. Некоторые дома стояли как Пизанские башни, наклонившись под углом.
Пизанские башни... |
Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец