|
Наши проекты
Центр технического обслуживания ккм
Центр технического обслуживания ккм.
f-service.su
Ветераны
Баку - Мегри - Ордубад - Нювади
Основной же задачей, выполняемой бригадой в этом районе было обеспечение железнодорожного сообщения вдоль реки Аракс, прерванного боевиками достаточно давно. Однопутная железная дорога стала яблоком раздора для Армении с Азербайджаном. Она тянулась вдоль иранской границы из Азербайджана через юг Армении, потом шла через Нахичеванскую АССР и далее вновь в Армению на Ереван. Это сообщение и прервали местные боевики путем обстрелов поездов и подрывов фугасов, а переброшенные сюда внутренние войска были совершенно не в состоянии обеспечить беспрепятственное движение поездов...
Прочее
28.02.2012
«Летопись афганской войны, до недавнего времени «неизвестной» для широкой общественности, одна из самых трагичных страниц нашей современной отечественной истории. В жертву этой, не могу сказать иначе, величайшей политической авантюре было принесено целое поколение людей преимущественно молодых, энергичных, жизнерадостных, искренне верящих в святые идеалы интернационализма, своего патриотического долга перед Родиной и в свое будущее. Для тысяч парней этого будущего не стало, они сложили головы на чужой земле, тысячи вернулись изувеченными, но для тех, кто пришел домой живым и невредимым Афганистан не прошел бесследно».
Н. А. Назарбаев
15 февраля 1989 года последний солдат ограниченного контингента Советских войск в Афганистане покинул эту демократическую, не скажу дружелюбную, страну, где почти на протяжении десяти лет военнослужащие самых различных видов, родов войск исполняли свой интернациональный долг. Считается, что война мужское дело, но были на той войне и женщины, об одной из представительниц прекрасной половины человечества наш рассказ...
В тот день Эльвера Дёмина опоздала на автобус, и на работу пришлось идти из деревни в райцентр пешком. Приближаясь к зданию райфинотдела, она мысленно представляла картину предстоящей экзекуции (в районной администрации за опоздания спрашивали строго). Увидев ее, начальник произнес: «Что ты там натворила, тебя вызывают… в КГБ!»
На ватных ногах, холодея от ужаса, Эльвера Иделовна отправилась в здание напротив. Встретивший ее там полковник был на удивление мягок и даже напоил чаем. Он начал рассказывать о вводе советских войск в Демократическую республику Афганистан и о том, что на многие специальности в армии вместо солдат приглашают девушек. В завершение беседы он спросил: «Не хотите поехать туда?» Сначала Эльверу охватила радость: «Значит, сегодня не накажут за опоздание». Но после осмысления данного предложения и вытекающих из него всевозможных последствий стало не по себе.
Справочно: Решение на ввод советских войск принималось на фоне неоднократных и настойчивых просьб афганского руководства. Всего было развернуто около сотни соединений, частей и учреждений.
К 24 декабря основные силы общевойсковой 40-й армии (ограниченный контингент советских войск в Афганистане) были готовы к действиям.
В директиве № 312/12/001, подписанной Министром обороны СССР Д. Устиновым и начальником Генштаба Н. Огарковым, определялись конкретные задачи на ввод и размещение на афганской территории войсковых подразделений СССР. В ней говорилось: «С учетом военной обстановки на Среднем Востоке, последнее обращение правительства Афганистана рассмотрено положительно. Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах страны, на территорию Демократической Республики Афганистан в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».
Целый год Эльвера Дёмина проходила различные собеседования, консультации, оформляла документы. Понятно, что обо всем происходящем никому говорить было нельзя. До последнего момента ничего не знали и родители. Только перед самым отъездом девушка рассказала родным, и мама, поняв, что дочь настроена решительно, настояла: «Нужно делать проводы, иначе будет не по-человечески». Проводы были многолюдными, ведь Элю провожали в неизвестную, в то время, никому командировку, да еще на целых два года!
Первые три месяца она находилась в крепости Бала-Хиссар, где находились советские политотделовские склады. Нелегко было привыкать 22-летней девушке к жизни в бараке, где кровати, впритык друг к другу, стояли на холодном земляном полу. Постоянно ощущался недостаток питьевой воды, ее приходилось даже покупать. Однажды ребята принесли целый таз с где-то чудом добытой родниковой водой и поставили на пол. Но тут подбежала собака и, никого не спросив, полакала водицы. Эльвера домашняя капризная девчонка, сказала, что после четвероногой твари, да еще и неизвестного происхождения, не прикоснется к воде. Спустя некоторое время жажда сломила ее брезгливость.
Служить девушку направили специалистом по техническим средствам пропаганды в политотдел штаба 40-й армии. Казалось бы, работа не пыльная. Но очень тяжело было видеть, как на твоих глазах, еще недавно созерцавших мирную, полную жизнерадостных перспектив жизнь, рвутся снаряды, как приносят в медсанбат мальчишек солдат с изуродованными телами…
Вот она в медсанбате лежит на кушетке. Идет операция. Ее кровь переливают тяжело раненому бойцу. Перед глазами огромная рваная рана и периодично бьющая из нее струйка алой крови, стекающей затем на пол. А вот Эля по просьбе майора Маслова мучительно подбирает теплые, душевные слова, чтобы написать письмо матери погибшего солдата. Рвется сердце, в горле ком.
После всего пережитого, молодую девушку стали чаще посещать назойливые мысли о смысле бытия и человеческой жизни. Она всерьез задумывается о том, что ее заставило оказаться в этой далекой и незнакомой стране: романтические порывы молодости или долг перед жизнями тысяч людей. Она думала о жизни и смерти, о погибших товарищах, порою не успевших повоевать, а уже покинувших изрядно поредевшие ряды.
Много лет спустя, ее, участницу афганской войны, мать одного воина-интернационалиста попросила совместно навестить женщину, потерявшего сына в той «не объявленной» войне. Вспоминая прошлое, стали показывать друг другу письма, фотографии. Трудно сейчас передать чувства, охватившие в тот момент Эльверу, когда она увидела среди прочей переписки именно то, которое с таким трудом и болью было написано ею в далеком июле 1981 года.
Было ли там страшно? Да, честно и без пафоса признается ветеран.
Однажды ей, в одиночку бегущей к зданию аэродрома (мужчины остались у машины оказывать помощь серьезно раненому водителю), навстречу попался местный житель. Увидев на его голове чалму с расправленным концом, свисающим ниже уха, девушка оцепенела. По мнению солдат-афганцев, такую чалму носили те воины, у которых были не отомщенные погибшие родственники. А война, которая принесла страдания и горе в семьи местных, уже изменила их отношение к советским людям. Эльвера мысленно попрощалась с жизнью. Мужчина поравнялся с ней и пристально посмотрел, будто пытаясь разглядеть что-то скрытое глубоко внутри… И плюнул. До сих пор помнит она тот, обдавший ее пронизывающим холодом взгляд!
Страшно и больно стало матери, когда та увидела, как ее дочь, приехавшая в отпуск в родную деревню, от уличного звука тракторного «пускача» тревожно пригнулась, будто услышала выстрелы. Вот тогда мама взяла ее за руку и не отпускала до самого отъезда. Не отпустила ни к бабушке, ни к теткам, ни к подругам.
Но самое страшное, вспоминает Эльвера, это видеть, как плачут сильные мужчины. Плачут от душевной боли, когда гибнут товарищи. Плачут от бессилия что-либо изменить, исправить. Плачут, когда получают письма из дома от своих детей.
Но не только трагизмом были наполнены те годы. Это было время молодости, любви! Именно там, за «Черной речкой», Эльвера влюбилась в молодого десантника Сергея Дёмина. Разве можно забыть короткие, но очень трогательные встречи, когда милый ее сердцу старший лейтенант тайком прилетал к ней на попутном вертолете? Незабываемы и слова полковника Десницкого, гостя на свадьбе молодых: «Как замечательно, как радостно, что здесь, сейчас, среди войны, грязи и крови нашлось место чистым и светлым чувствам, нашлось место для любви».
С тех пор жизнь Эльверы Дёминой накрепко связалась с воздушно-десантными войсками. Она стала не просто женой военного, но и сама являлась военнослужащей. Все тяготы военной жизни известны ей не понаслышке. Яркий, сильный духом человек, она шла и идет по жизни с высоко поднятой головой.
Сегодня старшина ВДВ Эльвера Дёмина имеет за плечами 20 лет военной службы и более ста прыжков с парашютом. Неоднократно была удостоена медалями, в том числе: «За отличие в военной службе» всех трех степеней, «От благодарного афганского народа» и общественной от Республики Казахстан, за вклад в дело укрепления мира и согласия, а также военно-патриотического воспитания молодежи.
В завершении рассказа хочется отметить, что Эльвера активный участник международного Автопробега прошлого года «Европа – Азия» и других патриотических движений. А минувшей осенью ветерану удалось посетить места суворовского десанта 1799 года в Альпах, и даже осуществить подъем на швейцарский Паникс, высота которого 2 407 метров над уровнем моря. Даже спустя двести лет здесь, как и прежде, витает победоносный дух полководцев и воинов прошлых веков, свалившихся на врага, что называется: «С неба на землю и в бой!».
Несомненно, ее взрослый сын, также проходивший службу в воздушно-десантных войсках, может сегодня с гордостью сказать: «Жизнь моей матери это и есть гимн чести, мужеству и славе».
Фото: из архива Э. Дёминой
Автор: Андрей ШАЦКИХ, журнал "Айбын" номер 2 (48) февраль 2012 г
Гимн чести, мужеству и славе
«Летопись афганской войны, до недавнего времени «неизвестной» для широкой общественности, одна из самых трагичных страниц нашей современной отечественной истории. В жертву этой, не могу сказать иначе, величайшей политической авантюре было принесено целое поколение людей преимущественно молодых, энергичных, жизнерадостных, искренне верящих в святые идеалы интернационализма, своего патриотического долга перед Родиной и в свое будущее. Для тысяч парней этого будущего не стало, они сложили головы на чужой земле, тысячи вернулись изувеченными, но для тех, кто пришел домой живым и невредимым Афганистан не прошел бесследно».
Н. А. Назарбаев
15 февраля 1989 года последний солдат ограниченного контингента Советских войск в Афганистане покинул эту демократическую, не скажу дружелюбную, страну, где почти на протяжении десяти лет военнослужащие самых различных видов, родов войск исполняли свой интернациональный долг. Считается, что война мужское дело, но были на той войне и женщины, об одной из представительниц прекрасной половины человечества наш рассказ...
В тот день Эльвера Дёмина опоздала на автобус, и на работу пришлось идти из деревни в райцентр пешком. Приближаясь к зданию райфинотдела, она мысленно представляла картину предстоящей экзекуции (в районной администрации за опоздания спрашивали строго). Увидев ее, начальник произнес: «Что ты там натворила, тебя вызывают… в КГБ!»
На ватных ногах, холодея от ужаса, Эльвера Иделовна отправилась в здание напротив. Встретивший ее там полковник был на удивление мягок и даже напоил чаем. Он начал рассказывать о вводе советских войск в Демократическую республику Афганистан и о том, что на многие специальности в армии вместо солдат приглашают девушек. В завершение беседы он спросил: «Не хотите поехать туда?» Сначала Эльверу охватила радость: «Значит, сегодня не накажут за опоздание». Но после осмысления данного предложения и вытекающих из него всевозможных последствий стало не по себе.
Справочно: Решение на ввод советских войск принималось на фоне неоднократных и настойчивых просьб афганского руководства. Всего было развернуто около сотни соединений, частей и учреждений.
К 24 декабря основные силы общевойсковой 40-й армии (ограниченный контингент советских войск в Афганистане) были готовы к действиям.
В директиве № 312/12/001, подписанной Министром обороны СССР Д. Устиновым и начальником Генштаба Н. Огарковым, определялись конкретные задачи на ввод и размещение на афганской территории войсковых подразделений СССР. В ней говорилось: «С учетом военной обстановки на Среднем Востоке, последнее обращение правительства Афганистана рассмотрено положительно. Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах страны, на территорию Демократической Республики Афганистан в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу, а также создания благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».
Целый год Эльвера Дёмина проходила различные собеседования, консультации, оформляла документы. Понятно, что обо всем происходящем никому говорить было нельзя. До последнего момента ничего не знали и родители. Только перед самым отъездом девушка рассказала родным, и мама, поняв, что дочь настроена решительно, настояла: «Нужно делать проводы, иначе будет не по-человечески». Проводы были многолюдными, ведь Элю провожали в неизвестную, в то время, никому командировку, да еще на целых два года!
Первые три месяца она находилась в крепости Бала-Хиссар, где находились советские политотделовские склады. Нелегко было привыкать 22-летней девушке к жизни в бараке, где кровати, впритык друг к другу, стояли на холодном земляном полу. Постоянно ощущался недостаток питьевой воды, ее приходилось даже покупать. Однажды ребята принесли целый таз с где-то чудом добытой родниковой водой и поставили на пол. Но тут подбежала собака и, никого не спросив, полакала водицы. Эльвера домашняя капризная девчонка, сказала, что после четвероногой твари, да еще и неизвестного происхождения, не прикоснется к воде. Спустя некоторое время жажда сломила ее брезгливость.
Служить девушку направили специалистом по техническим средствам пропаганды в политотдел штаба 40-й армии. Казалось бы, работа не пыльная. Но очень тяжело было видеть, как на твоих глазах, еще недавно созерцавших мирную, полную жизнерадостных перспектив жизнь, рвутся снаряды, как приносят в медсанбат мальчишек солдат с изуродованными телами…
Вот она в медсанбате лежит на кушетке. Идет операция. Ее кровь переливают тяжело раненому бойцу. Перед глазами огромная рваная рана и периодично бьющая из нее струйка алой крови, стекающей затем на пол. А вот Эля по просьбе майора Маслова мучительно подбирает теплые, душевные слова, чтобы написать письмо матери погибшего солдата. Рвется сердце, в горле ком.
После всего пережитого, молодую девушку стали чаще посещать назойливые мысли о смысле бытия и человеческой жизни. Она всерьез задумывается о том, что ее заставило оказаться в этой далекой и незнакомой стране: романтические порывы молодости или долг перед жизнями тысяч людей. Она думала о жизни и смерти, о погибших товарищах, порою не успевших повоевать, а уже покинувших изрядно поредевшие ряды.
Много лет спустя, ее, участницу афганской войны, мать одного воина-интернационалиста попросила совместно навестить женщину, потерявшего сына в той «не объявленной» войне. Вспоминая прошлое, стали показывать друг другу письма, фотографии. Трудно сейчас передать чувства, охватившие в тот момент Эльверу, когда она увидела среди прочей переписки именно то, которое с таким трудом и болью было написано ею в далеком июле 1981 года.
Было ли там страшно? Да, честно и без пафоса признается ветеран.
Однажды ей, в одиночку бегущей к зданию аэродрома (мужчины остались у машины оказывать помощь серьезно раненому водителю), навстречу попался местный житель. Увидев на его голове чалму с расправленным концом, свисающим ниже уха, девушка оцепенела. По мнению солдат-афганцев, такую чалму носили те воины, у которых были не отомщенные погибшие родственники. А война, которая принесла страдания и горе в семьи местных, уже изменила их отношение к советским людям. Эльвера мысленно попрощалась с жизнью. Мужчина поравнялся с ней и пристально посмотрел, будто пытаясь разглядеть что-то скрытое глубоко внутри… И плюнул. До сих пор помнит она тот, обдавший ее пронизывающим холодом взгляд!
Страшно и больно стало матери, когда та увидела, как ее дочь, приехавшая в отпуск в родную деревню, от уличного звука тракторного «пускача» тревожно пригнулась, будто услышала выстрелы. Вот тогда мама взяла ее за руку и не отпускала до самого отъезда. Не отпустила ни к бабушке, ни к теткам, ни к подругам.
Но самое страшное, вспоминает Эльвера, это видеть, как плачут сильные мужчины. Плачут от душевной боли, когда гибнут товарищи. Плачут от бессилия что-либо изменить, исправить. Плачут, когда получают письма из дома от своих детей.
Но не только трагизмом были наполнены те годы. Это было время молодости, любви! Именно там, за «Черной речкой», Эльвера влюбилась в молодого десантника Сергея Дёмина. Разве можно забыть короткие, но очень трогательные встречи, когда милый ее сердцу старший лейтенант тайком прилетал к ней на попутном вертолете? Незабываемы и слова полковника Десницкого, гостя на свадьбе молодых: «Как замечательно, как радостно, что здесь, сейчас, среди войны, грязи и крови нашлось место чистым и светлым чувствам, нашлось место для любви».
С тех пор жизнь Эльверы Дёминой накрепко связалась с воздушно-десантными войсками. Она стала не просто женой военного, но и сама являлась военнослужащей. Все тяготы военной жизни известны ей не понаслышке. Яркий, сильный духом человек, она шла и идет по жизни с высоко поднятой головой.
Сегодня старшина ВДВ Эльвера Дёмина имеет за плечами 20 лет военной службы и более ста прыжков с парашютом. Неоднократно была удостоена медалями, в том числе: «За отличие в военной службе» всех трех степеней, «От благодарного афганского народа» и общественной от Республики Казахстан, за вклад в дело укрепления мира и согласия, а также военно-патриотического воспитания молодежи.
В завершении рассказа хочется отметить, что Эльвера активный участник международного Автопробега прошлого года «Европа – Азия» и других патриотических движений. А минувшей осенью ветерану удалось посетить места суворовского десанта 1799 года в Альпах, и даже осуществить подъем на швейцарский Паникс, высота которого 2 407 метров над уровнем моря. Даже спустя двести лет здесь, как и прежде, витает победоносный дух полководцев и воинов прошлых веков, свалившихся на врага, что называется: «С неба на землю и в бой!».
Несомненно, ее взрослый сын, также проходивший службу в воздушно-десантных войсках, может сегодня с гордостью сказать: «Жизнь моей матери это и есть гимн чести, мужеству и славе».
Фото: из архива Э. Дёминой
Автор: Андрей ШАЦКИХ, журнал "Айбын" номер 2 (48) февраль 2012 г