Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Обратная связь
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация




Ветераны

Дембельский альбом

В январе объявляют перемирие. Колонну долго не выпускают, потом мы всё-таки едем. Нам говорят не поддаваться на провокации, но во время движения мы сами себе хозяева. Нет никаких сомнений, что при любой попытке нападения все зенитки ответят. Не успеваем доехать до гор, начинается война. Впереди клубы чёрного дыма, стрельба, командир расчёта лезет из кабины в кузов. Я одеваю каску, какое-то время сижу, потом швыряю её в угол. Машины по дороге идут непрерывным потоком, по зелёнке молотят стоящие на постах вдоль дороги танки и БМП, добавляют наши зенитки. Добираемся до Джабаля. Головной Урал на полной скорости уходит в Кабул - в нашей батарее потери...



Оружие и боевая техника

18.03.2006

Самоходки для десанта

СУ-85

СУ-85
Пражские события 1968г

СУ-85

СУ-85 подготовленная к десантированию на парашютной платформе П-16

Легкая 85-мм самоходка разрабатывалась после войны для решения задач сопровождения и ПТО мотострелковых и танковых подразделений (несколько позже 90-мм САУ "Ягдпанцер" схожего назначения появилась в бундесвере ФРГ), а также в качестве противотанковой САУ воздушно-десантных подразделений. Но основной для нее стала роль именно авиадесантной. Работы над машиной, именовавшейся "объект 573", развернулись в 1953 г. Самоходка была создана на оригинальной базе также под руководством Н.А. Астрова на Мытищинском машиностроительном заводе и принята на вооружение в 1956 г. под обозначением СУ-85 (иногда упоминается также как АСУ-85).
На этот раз выбрали схему компоновки с передним расположением боевого отделения (по-прежнему совмещенного с отделением управления) в неподвижной рубке и задним - МТО. В передней части рубки справа от пушки размещался механик-водитель, за ним - командир и заряжающий, слева от пушки - наводчик.

В лобовом листе рубки с небольшим смещением влево от продольной оси машины в раме со сферической маской, укрытой чехлом, крепилась 85-мм пушка Д-70. Пушка была создана под руководством Ф.Ф. Петрова в ОКБ завода №9, ее серийное производство вел завод №75 в г. Юрга. Пушка имела ствол-моноблок, эжектор для продувки канала ствола, двухкамерный активный дульный тормоз, вертикальный клиновый затвор с полуавтоматикой копирного типа. Противооткатные устройства включали гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник, оснащенный клапаном для дополнительного торможения наката. Заряжание пушки ручное. Углы наведения по горизонтали составляли +/-15°, по вертикали - от -4,5 до +15°, механизм наведения по горизонтали винтовой, по вертикали секторный. Маховик подъемного механизма располагался под правой рукой наводчика, поворотного механизма – под левой. Рычаг электроспуска находился на рукоятке маховика подъемного механизма. Электроспуск дублировался ручным.
Для стрельбы прямой наводкой служил телескопический шарнирный прицел ТШК2-79-11, мог использоваться и механический прицел С-71-79 с орудийной панорамой ПГ-1 для стрельбы с закрытых позиций. Оба прицела имели шкалы для различных типов выстрелов. Дальность стрельбы прямой наводкой составляла 6000 м, наибольшая прицельная дальность стрельбы при максимальном угле возвышения - 10000 м, максимальная дальность стрельбы (осколочно-фугасным снарядом) - 13400 м. Кроме того, машина оснащалась активным (подсветным) ночным танковым прицелом ТПН1-79-11 с ИК-осветителем Л-2.

Боекомплект включал унитарные выстрелы нескольких типов, аналогичные боекомплекту противотанковой пушки Д-48, но ствол Д-70 был на 6 калибров короче ствола Д-48, что, разумеется, сказывалось на баллистике.
Выстрел УБР-372 включал бронебойно-трассирующий снаряд БР-372 массой 9,3 кг, пробивавший при начальной скорости 1005 м/с броню толщиной 180-200 мм под углом 60° на дистанции 1000 м.
Выстрел 3УБК5 нес кумулятивный снаряд 3БК7 массой 7,22 кг, пробивавший броню толщиной до 150 мм, что давало возможность бороться с такими танками, как М48А2 "Патон III" или "Центурион" Mk III.
Осколочно-фугасный снаряд ОФ-372 массой 9,6 кг, входящий в состав выстрела УОФ-372, предназначен для уничтожения живой силы и разрушения укреплений противника, УОФ-72У – такой же снаряд, но при значительно уменьшенном метательном заряде, УОФ-372ВУ – снаряд ОФ-372В и уменьшенный заряд.
Имелись также выстрелы с дымовыми и практическими снарядами.
Масса одного выстрела не превышала 21,9 кг. Выстрелы размещались в боевом отделении: 14 – в нише у перегородки МТО, 8 – вдоль перегородки, 7 – у левого борта корпуса, 5 – в нише левого борта, 6 – в нише правого борта, 5 – впереди наводчика.
Отметим, что по огневой мощи СУ-85 была практически равна средним танкам, а ее меньшая защищенность компенсировалась небольшими размерами. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ. Ленты к пулемету по 250 патронов размещались в восьми магазинах-коробках. Внутри машины в укладке возились один автомат АКМ с 300 патронами, 15 гранат Ф-1, сигнальный пистолет СПШ с запасом патронов.

Сварной корпус имел рациональные углы наклона лобовых и бортовых бронелистов и обеспечивал защиту экипажа от бронебойных снарядов малого, а также среднего калибров. Дополнительную жесткость корпусу придавало гофрированное днище корытообразной в поперечном сечении формы. В днище выполнялся люк для аварийной эвакуации экипажа. На кронштейнах верхнего лобового листа крепилась доска в качестве грязеотбойного щитка.
Силовой блок был выполнен быстросменным. Сохранявшиеся жесткие требования использования агрегатов автомобильной промышленности заставили конструкторов взять автомобильный двухтактный дизельный двигатель ЯАЗ-206В (ЯМЗ-206В), развивавший мощность 210 л.с. при частоте вращения 1800 об/мин. Вынужденный выбор такого двигателя несколько уменьшил удельную мощность по сравнению с АСУ-57. Двигатель устанавливался поперек корпуса со смещением к правому борту (пушка и двигатель уравновешивали друг друга). Для уменьшения потерь его мощности использовали сравнительно габаритную, но не требующую отбора мощности жидкостную систему охлаждения с эжекционной вентиляцией. Имелись три воздушных фильтра типа "Мультициклон", форсуночный предпусковой подогреватель. Основной способ запуска двигателя – электростартером. Доступ к двигателю обеспечивали откидные верхние крышки МТО.
В состав механической трансмиссии входили главный фрикцион, редуктор (гитара), карданный вал, пятискоростная коробка передач, планетарные механизмы поворота и бортовые передачи (одноступенчатые редукторы). Главный фрикцион поначалу был однодисковым, но в процессе эксплуатации на части машин установили более надежные многодисковые фрикционы.
Коробка передач была автомобильная, но настолько модифицированная, что в результате процент использования в самоходке автомобильных агрегатов оказался не столь уж значительным. Коробка передач обеспечивала пять скоростей переднего и одну заднего хода. Планетарные механизмы поворота (ПМП) были двухступенчатыми, с блокировочными фрикционами и тормозами. С правым ПМП коробка передач соединялась полуосью, с левым – зубчаткой с муфтой. Для управления машиной механик-водитель пользовался рычагами управления ПМП, рычагом коробки передач, рычагом масляного насоса и остановки двигателя, педалями тормоза, главного фрикциона и подачи топлива.

Ходовая часть включала на борт шесть одинарных обрезиненных опорных катков (по типу танка ПТ-76) с индивидуальной торсионной подвеской и гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия на первом и шестом узлах подвески, без поддерживающих роликов. Ведущие колеса были заднего расположения. Каждый торсионный вал шел от борта до борта.
Гусеница металлическая, мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с двумя гребнями, каждая лента состояла из 93 штампованных стальных траков.

Для наблюдения СУ-85 оснащалась смотровыми блоками Б-1 (два у механика-водителя, по одному у заряжающего и наводчика), активными приборами ночного видения ТКН-1Т (у командира) и ТВН-2 (у механика-водителя). ИК-осветители крепились над маской пушки и над местом механика-водителя. Для внутренней связи служило ТПУ Р-120, для внешней - радиостанция Р-113, обеспечивавшая связь в движении на дальности до 20 км при работе на штыревую антенну высотой от 1 до 4 м, установленную на правом борту рубки. Напряжение бортовой сети 24 В. Для постановки дымовых завес использовались две дымовые шашки БДШ-5, которые были смонтированы на кормовом листе корпуса и сбрасывались без выхода экипажа из боевого отделения. Здесь же, в корме, крепились два дополнительных топливных бака для увеличения запаса хода. ЗИП частью укладывался на бортах корпуса, частью - в боевом отделении. В боевом отделении размещался и огнетушитель ОУ-5.

Серийное производство СУ-85 продолжалось до 1966 г. Каждая воздушно-десантная дивизия по штату имела дивизион, включавший 31 СУ-85.
Первоначально рубка СУ-85 для облегчения и уменьшения высоты выполнялась открытой сверху. Но в 1960 г. для лучшей защиты (включая защиту от ОМП – это требование стало обязательным) установили крышу с четырьмя люками и фильтровентиляционную установку. Колпак приточного вентилятора помещался над амбразурой орудийной установки, за ним - корпус воздухозаборника двигателя. Для командира в крыше монтировался перископический прибор наблюдения ТНПК-240А с оптической системой 8-кратного увеличения. Поскольку создавалась СУ-85 как полузакрытая, введение крыши стеснило боевое отделение. Тем не менее войскам авиадесантная СУ-85 нравилась благодаря неплохой подвижности и надежности. Кроме борьбы с танками и бронемашинами она могла решать задачи непосредственной огневой поддержки, перевозить десант "на броне": до появления собственных транспортно-боевых машин десантники охотно пользовались таким транспортом.

Когда СУ-85 только поступала на вооружение, уже готовился к первому полету транспортный самолет Ан-12, способный перевозить такую машину. При погрузке в самолет торсионная подвеска выключалась с помощью приспособления, имевшегося в ЗИП машины, после выгрузки самоходка переводилась из походного в боевое положение за 1-1,5 м. СУ-85 рассчитывалась прежде всего на посадочное десантирование – выгрузку из самолета на ВПП, что ограничивало возможности ее боевого применения. Боеприпасы десанту с самоходками СУ-85 могли сбрасываться с самолета Ан-12Б: на платформе ПП-128-5000 с многокупольной системой МКС-5-128М мог, например, десантироваться автомобиль ГАЗ-66 с упакованными в ящики 85-мм выстрелами в кузове.

В 1960-е гг. воздушные десанты (в том числе высаживаемые в оперативную глубину построения противника) стали постоянным элементом оперативного построения армий. Возросла глубина десантирования, повысились требования к быстроте высадки, к продолжительности самостоятельных действий. Это требовало выброски бронемашин уже в составе парашютного десанта. С 1961 г. развернулись большие работы по расширению боевых возможностей средств десантирования и воздушной транспортировки боевой техники. С принятием платформы П-16 (полетный вес платформы до 21000 кг) появилась и возможность десантировать СУ-85 из самолета Ан-22 как посадочным способом, так и на платформе с многокупольной системой. Но на смену самим АСУ уже шли боевые машины нового поколения.

СУ-85 поставлялись в Польшу, а в 1967 г. участвовали (на арабской стороне, естественно) в арабо-израильской войне, известной как "Шестидневная". Опыт боевого применения показал необходимость самообороны машин от штурмовиков и вертолетов армейской авиации. И в 1970-е гг. на крыше СУ-85 устанавливали зенитные 12,7-мм пулеметы ДШКМ с коллиматорным прицелом. СУ-85 участвовали и в других военных событиях, включая и ввод войск в Чехословакию в 1968 г. (когда советские ВДВ, по общему признанию, продемонстрировали отличную выучку и умение действовать быстро и грамотно), и боевые действия в Афганистане. С вооружения СУ-85 были сняты только в 1993 г.

Развитие противотанковых САУ прекратилось в связи с возросшей эффективностью противотанковых ракетных комплексов (ПТРК), а для огневой поддержки своих подразделений десантники получили позже совсем другую машину, рассказ о которой впереди.
Из зарубежных авиадесантных САУ упомянем американскую открытую 90-мм самоходную пушку М56 "Скорпион". Выпускавшаяся почти одновременно с АСУ-57 и СУ-85 (в 1953-1959 гг.), она демонстрирует иной подход: сравнительно мощная противотанковая пушка на легком шасси с бронезащитой, ограниченной только щитом. Можно заметить, что появившийся позже авиадесантный танк М551 "Шеридан" со 152-мм орудием-пусковой установкой также имел прежде всего характер "противотанкового орудия".


Страница 3 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 3 4 | След. | Конец Все


Автор:  Семён ФЕДОСЕЕВ

Поделитесь с друзьями:

Возврат к списку


Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой