Десантура.ру
На главную Поиск по сайту Техподдержка
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Главная  |  Карта сайта  |  Войти  |  Регистрация

Воздушные десанты Великой Отечественной



Поиск  Пользователи  Правила 
Закрыть
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация
Войти
 
Страницы: Пред. 1 2
RSS
Воздушные десанты Великой Отечественной, страницы истории - не дадим забыть
 
Скифф, Урал прав. Лишь в 1946 году воздушно-десантные войска стали войсками, когда их вывели из состава ВВС и подчинили напрямую Министру Вооружённых Сил (раньше он так назывался).

Т.е. советские ВДВ родились именно как авиадесантные части ВВС и были таковыми до 1946 года, хотя по сути уже являлись отдельным родом войск.

Сейчас мы говорим о Воздушно-десантных ВОЙСКАХ, а не о десантниках. Не надо путать!
Десантники были, с этим никто не спорит.

Может таки вернёмся к теме?
А тем о том, кого считать десантниками уже полным-полно на форуме.
С неба об землю... и в бой!
 
Цитата
Vtop пишет
К сожалению там тоже были выброшены моряки- парашютисты из роты майора Орлова ,которая была сформирована на основе парашютно десантной группы особого назначения ЧФ , участники которой прославились при высадке воздушного десанта под Одессой. Вот фамилии погибших моряков десантников ПДР ЧФ не возвратившихся 4.02.43г с парашютно десантной операции (данные из архива ЦВМА):1. Максимов Олег Александрович, старшина ПДР ЧФ.
2.Ермолаев Алексей Фёдорович, ст.краснофлотец, стрелок ПДР ЧФ, пропал без вести, жив
3.Кирий Василий. Александрович, мл.сержант ПДР ЧФ
4.Карась Фёдор Елисеевич, сержант ПДР ЧФ
5.Лысенко Пётр Петрович, мл.сержант, стрелок ПДР ЧФ
6. Соловьёв Павел Михайлович лейтенант командир взвода ПДР ЧФ убит 4.2.43 г.
7.Мушаровский Анатолий Александрович, ст.краснофлотец ПДР ЧФ
8.Максименко Василий Никитич, мл.сержант ПДР ЧФ.
9.Васильченко Николай Васильевич, мл.сержант ПДР ЧФ .
10. Шоровкин Василий Александрович, мл.сержант ПДР ЧФ .
11.Шевченко Григорий Павлович, ст. краснофлотец , стрелок ПДР ЧФ
12.Дмитрюк Иван Фомич, мл.сержант командир отделения ПДР ЧФ .
13.Ланинский Иван Гаврилович, сержант ПДР ЧФ .
14.Куковинец Авраим Власович, мл.сержант ПДР ЧФ .
15.Устиненко Николай Иванович, мл. сержант ПДР ЧФ .
16.Боровой Алексей Семенович, мл.сержант ПДР ЧФ , погиб 4.2.43г
17.Бажкевич Юрий Иванович, мл.сержант ПДР ЧФ
18.Басов Матвей Фёдорович, мл. сержант ПДР ЧФ
19.Дубравский Николай Александрович, ст.краснофлотец ПДР ЧФ
20. Зыбко Пётр Леонтьевич, мл.сержант стрелок ПДР ЧФ убит 4.2.43г
21.Дудин Иван Константинович, сержант ПДР ЧФ.
22.Оветчин Степан Васильевич, ст.краснофлотец ПДР ЧФ.
23.Петренко Николай Андреевич, ст.краснофлотец ПДР ЧФ.
24.Переяслов Павел Дмитриевич, мл. сержант ПДР ЧФ.
25.Рабинович Абрам Эльевич, мл.сержант ПДР ЧФ.
26.Рякин Сергей Герасимович, мл.сержант ПДР ЧФ.
27.Сухно Иван Максимович, ст.краснофлотец ПДР ЧФ.
28.Скрипниченко Василий Акимович, ст.сержант ПДР ЧФ.
29.Сотников Алексей Павлович, старшина ПДР ЧФ.
30.Типер Михаил Александрович, ст.сержант ПДР ЧФ.
Прежде чем ставить памятники нужно исследовать останки и всё досканально выяснить.

У моей бабушки дом стоял по улице Исаева, 2. У него погиб замполит Кунникова - капитан-лейтенант Исаев. Параллельная улица - Кунникова. В детстве сколько мы остатков оружия достали. Только у меня два ППШ было и одна винтовка. Далее под водой лежал торпедный катер - подняли его или нет, не знаю.

Может кто-нибудь знает подробности Вяземской десантной операции? Одновременно был выброшен гвардейский десантный полк, а за ним десантная гвардейская бригада.

Мы плохо знаем про роль воздушного десанта в ВОВ, а было 23 гвардейские десантные дивизии, 9 гвардейских десантных бригад, ОБСНОН (легендарный чекисткий десант), инженерный десант, воздушный десант морской разведки и т.п.
 
Цитата
Des пишет
Скифф, Урал прав. Лишь в 1946 году воздушно-десантные войска стали войсками, когда их вывели из состава ВВС и подчинили напрямую Министру Вооружённых Сил (раньше он так назывался).

Т.е. советские ВДВ родились именно как авиадесантные части ВВС и были таковыми до 1946 года, хотя по сути уже являлись отдельным родом войск.

Сейчас мы говорим о Воздушно-десантных ВОЙСКАХ, а не о десантниках. Не надо путать!
Десантники были, с этим никто не спорит.

Может таки вернёмся к теме?
А тем о том, кого считать десантниками уже полным-полно на форуме.

Без прошлого нет будущего. ВДВ родились по аналогии с объединением Жуковым авиции в 1943 году путем объединения уже готовых десантных частей, прошедших огонь, воду и медные трубы. А родитель десанта - Тухачевский, по его теории Дыбенко 28 мая 1928 года выбросил первый десант к духам и продолжал до 1930 года.
 
Цитата
ГеоргЖ пишет
Без прошлого нет будущего. ВДВ родились по аналогии с объединением Жуковым авиции в 1943 году путем объединения уже готовых десантных частей, прошедших огонь, воду и медные трубы. А родитель десанта - Тухачевский, по его теории Дыбенко 28 мая 1928 года выбросил первый десант к духам и продолжал до 1930 года.
Если внимательно изучать прошлое - согласен.
1. Родина воздушных десантов - не СССР. Тухачевский вообще-то напирал на роль посадочных десантов в тыл противника...
2. Воздушный десант в Гарм (Таджикистан) против басмачей был посадочным.
3. ВДВ в СССР родились в лоне ВВС, где и пребывали большую часть ВОВ. Была и попытка создать командование ВДВ (приказ № 0329 от 29 августа 1941 г.), и отдельная воздушно-десантная армия, и переформирование в гвардейские стрелковые части...
Главное - практически все крупные воздушно-десантные операции совершались не ВДВ, как отдельным родом войск. Еще раз повторяю очевидное:
"значительную часть Великой Отечественной ВДВ не существовали, как отдельный род войск или даже как армия".
 
Цитата
Ural пишет
Еще раз повторяю очевидное:
"значительную часть Великой Отечественной ВДВ не существовали, как отдельный род войск или даже как армия".

Да что вы заладили ... вы перечитайте внимательно этот же форум, вспомните совсем недавнее наше прошлое ... вспомните десантуру в мотострелковой форме ... в форме погранцов ... сами же рубим себе корни... (
ЗА СЛАВЯНСКОЕ ЕДИНСТВО!
 
Цитата
skiff пишет
Да что вы заладили ... вы перечитайте внимательно этот же форум, вспомните совсем недавнее наше прошлое ... вспомните десантуру в мотострелковой форме ... в форме погранцов ... сами же рубим себе корни... (
Не понял, что перечитывать. Крайний раз напомню общеизвестные факты:
Первые парашютные десанты в составе подразделения были совершены в армии США (6 человек с оружием на учениях в 1928-м). Полковник Уильям Митчелл продвигал идею крупных воздушных десантов за много лет до Тухачевского. Первые авиадесантные отряды в СССР были созданы на базе ВВС. Десантно-штурмовые части в красных погонах и дивизия ВДВ в зеленых - тоже факт нашей истории. Равно как и спецназ ГРУ в погонах всех возможных цветов.
Признание этих очевидных фактов нисколько не умаляет чести и славы наших десантников, в каких бы погонах они не были.
Корни может рубить тот, кто отрицает факты истории.Тот, кто их изучает и признает целиком - сохраняет корни, во всем их многообразии.
 
Ural - со всевозможным уважением, но позволю себе 2 замечания:


1.
Цитата
Ural пишет
В огороде - бузина, в Киеве - дядька...


2.
Цитата
Ural пишет
Признание этих очевидных фактов нисколько не умаляет чести и славы наших десантников, в каких бы погонах они не были.
Корни может рубить тот, кто отрицает факты истории.Тот, кто их изучает и признает целиком - сохраняет корни, во всем их многообразии.

Ибо по итогу онного принцип "разделяй и властвуй"?
ЗА СЛАВЯНСКОЕ ЕДИНСТВО!
 
Дубль два:
Цитата
Ural пишет
Если нет принципиальных возражений по формулировке темы, или по фактам, приведенным мною, предлагаю вернуться к теме.
 


(Фото с ресурса харьковских "зоричей")

По просьбе тов. skiff дублируем начальное сообщение о воздушном десанте, проведённом в ходе Керченско-Федосийской морской десантной операции 1941-1942 г. г.

"31 декабря 1941 года был сброшен парашютный десант в составе батальона (под командованием майора Няшина) на Арабатскую стрелку в Крыму.

Он должен был перекрыть отход немецких войск по ней в сторону Геническа. А это, в свою очередь, требовалось для обеспечения успешной высадки морского десанта между Керчью и Феодосией.

Советское командование хотело посредством вторжения с моря освободить Крым, большая часть которого была уже оккупирована немцами.

Морской десант высадился, однако не смог продвинуться далее 10-15 км от берега. Освобождение Крыма не состоялось.

Но парашютисты действовали успешно, и поставленную перед ними задачу не только выполнили, а и перевыполнили. Выброс происходил в сложных погодных условиях, с высоты 450 метров. Парашютисты оказались разбросанными на большой территории, что значительно затруднило их сбор на земле. Зато эта разбросанность десантных групп в сочетании с их решительными действиями дезориентировала противника о силах десанта, создав у него впечатление крупной десантной операции.

Обходя заслоны и опорные пункты врага, парашютисты небольшими группами выходили к Ак-Монаю. Когда основные силы батальона собрались вместе, майор Няшин повел их в атаку. В коротком бою вражеский гарнизон был полностью уничтожен, артиллерийская батарея, прикрывавшая северный фланг, захвачена.

Затем батальон перешел к обороне захваченного района, сочетая ее с вылазками диверсионных групп на вражеских коммуникациях. Через некоторое время батальон сменили пехотинцы, а десантников отправили на Таманский полуостров. "
 
Подробности десанта - принадлежность, состав, подготовка, планирование, действия "лежат" где-то глубже.
(ждут, как курганы варягов или скифов...)
 
Кажется такого материала не публиковали.


Цитата

Ночной десант

Десантники один за другим поднимались и исчезали в черном провале люка.
Зацепив карабин вытяжного фала парашюта за трос над собой, Виктор Турин двигался вслед за товарищами.
Вот и его очередь. Тут он увидел, что самолет осветили прожектора. Стало светло как днем.
— Пошел! — стукнул его по плечу ротный. У ног Турина, исполосованная светом прожекторов, простиралась черная бездна. Мгновение — и лучи прожекторов почему-то исчезли, перед глазами поплыли оранжевые круги — глаза привыкли к темноте. Знакомое чувство стремительного падения в неизвестность, потом толчок, возвестивший о раскрытии парашюта.

Небо прочерчивали разноцветные пунктиры пушечных и пулеметных трасс. Постепенно глаза стали различать свет луны и какие-то круги внизу... Сначала Турин принял их за черные воронки от бомбежки по аэродрому врага, но потом догадался: парашюты товарищей, покинувших самолет раньше его, уже были у самой земли.
Огненные трассы иногда пролетали совсем рядом, и по еле уловимому содроганию строп Виктор ощущал, как пули пронзали купол его парашюта.

Внезапно по глазам ударила бело-голубая вспышка. «Проклятый прожектор»,— пронеслось в голове Турина. Развернувшись при помощи строп, он прижал поудобнее к плечу автомат и, стараясь не мигать, нажал на спуск. Свет в прицеле исчез. Отлично! Снова в глазах поплыли оранжевые круги... Спружинившись, Виктор Турин опустился прямо посреди стоянки «мессершмиттов». Быстро освободившись от парашюта, перебросил ранец со снаряжением на спину и, лежа на земле, стал осматриваться. Судя по автоматным очередям, во многих местах аэродрома шла ожесточенная схватка. Казалось, что на помощь парашютистам пришел еще кто-то. Неподалеку от Виктора с земли поднялась фигура десантника.
— Ты кто?
— Я Муравьев!
Прожектора перестали шарить по небу и опустили лучи на аэродромное поле. В белом свете замелькали силуэты десантников. Гитлеровцы не переставая освещали аэродром, но стрельбу прекратили: очевидно, боялись повредить самолеты.
Увидев справа от себя группу фашистов, Турин выпустил длинную очередь. Потом подбежал к ближайшему «мессеру», пробил десантным топориком в районе бензобака отверстие и сунул туда термитную бомбочку. Такие бомбочки десантники изготавливали сами из зажигательных бомб ЗАБ-1, введя в ее конструкцию специальный замедлитель собственного изобретения. Сорвав предохранительную чеку, Виктор отбежал в сторону. Через несколько секунд над «мессером» поднялся столб пламени — грохнул взрыв. Боковым зрением Виктор видел, что такие же столбы поднялись со всех сторон. «Молодцы парни!» — с удовлетворением отметил Виктор и тут же пожалел, что бомбочка всего одна. Виктор был в группе прикрытия, которой бомбочки не полагались. Взял на свою душу грех — приберег одну накануне операции.

Рядом с Гуриным неожиданно возник Яков Фрумин:
— Витя! Давай туда! — Он показал в сторону ремонтных мастерских.

Пробегая мимо самолета, Виктор на мгновение задержался и сыпанул короткими очередями по бензобакам. В воздухе сильно запахло бензином, и по земле побежали синие огоньки пламени.
Десантники залегли: открыл огонь немецкий пулеметчик. На их счастье, под ногами оказалась канава. Немного подождав, Виктор вытащил гранату и метнул в сторону пулеметчика. И тут же, словно на пружинах, десантники вскочили на ноги; метрах в тридцати от них задрал вверх свой хобот пулемет.
Гитлеровцы понемногу осмелели и стали вести огонь по аэродромному полю из минометов.
Десантники стали отходить в сторону мастерских. Тут к ним присоединился Василий Муравьев, который уверенно ориентировался на территории аэродрома. К этому времени гитлеровцы, по-видимому, окончательно пришли в себя: огонь пулеметов, автоматов и минометов стал кольцевым, все плотнее сжимаясь вокруг десантников.

До мастерских оставалось с полсотни метров, когда к маленькой группе десантников присоединился Василий Перепелица: комбинезон расстегнут, на голове бескозырка.
— Жаль, «термички» кончились, — не успел проговорить он, как из-за приземистого сарая высунулась длинная фигура часового:
— Хальт! Хенде хох!
Резко развернувшись, Василий Перепелица короткой очередью срезал гитлеровца. Тот кулем свалился на землю. Десантники зашли за мастерские и обнаружили, что выбрались из зоны обстрела. Обойдя одноэтажные здания, парашютисты подошли к двухъярусному проволочному заграждению. Турин вынул было из кармана комбинезона излюбленную «феньку», но его руку задержал Перепелица:
— Погоди, Виктор. Нам сейчас шум ни к чему. Подождите меня здесь.
Перепелица скрылся в темноте и вскоре появился снова. В его руках были две лопаты.
— По пути присмотрел.
Десантники приподняли лопатами колючую проволоку и пролезли под ней. По одному перебежали через дорогу, проходившую рядом с границей аэродрома. Вдруг дорогу осветили длинные лучи фар. Десантники было залегли, но Перепелица, сориентировавшись в обстановке, крикнул:
— Идите в сторону предгорья! Если что — я прикрою.
На дороге показались тяжелые грузовики, натужно гудевшие моторами. Виктор насчитал полтора десятка машин. Парашютисты короткими перебежками уходили от дороги и остановились только тогда, когда шум машин отдалился.
— Давайте чуток передохнем,— предложил Муравьев,— и заодно подождем Перепелицу.
Турин и Фрумин согласились с ним, и все сразу распластались на земле. Разгоряченные азартом боя и бегом, они с удовольствием втягивали напоенный ночной прохладой воздух.
— Свет не должен застать нас здесь, — сказал вскоре Турин. — А Перепелица малый шустрый — догонит.
Целых три часа десантники шли без передышки, пока не добрались до глубокого яра, миновав который стали подниматься на предгорье. Сзади на аэродроме вспыхивали в небе ракеты и кружились длинные белые лучи прожекторов.

Уже стало светать, когда парашютисты наткнулись на небольшую, поросшую кустарником площадку, от которой отходила тропа.
— Отдых! — выдохнул из себя Виктор и повалился на землю.
Минут через двадцать парашютисты собрались с силами и приступили к завтраку, состоявшему из галет и шоколада. Но усталость все равно давала о себе знать. Виктор Турин прекрасно понимал, что им нужно отдохнуть хотя бы часа два:
— Я подежурю. Решайте, кто из вас меня через час подменит.
Виктор сел на ранец и оперся спиной о скалу.
Тихо в горах. Только изредка поблизости гортанно вскрикивала какая-то птица.
Невольно память возвращалась к только что пережитому. Перед взором вставали товарищи-парашютисты. Где они сейчас? Кто жив, а кто остался на аэродромном поле? Что с Перепелицей?

...В этот день, ставший для десантников памятным — 23 октября 1942 года,— их построили по боевой тревоге. Командующий авиацией Черноморского флота генерал-майор В. В. Ермаченков, одетый по обыкновению в синий рабочий китель, прихваченный флотским ремнем с кобурой, подошел к строю. Многих десантников он знал еще по Севастополю. Парашютно-десантная рота была создана еще при генерале Н. А. Острякове, который сам в прошлом был парашютистом. Эта рота выполняла особые операции, когда не требовалось шума или, наоборот, требовалось пошуметь посильнее. Генерал по очереди подходил к каждому из десантников и тихо говорил о том, что задание предстоит не из простых и что, пока не поздно, от него можно отказаться. Причем отказ не считается трусостью.

Генерал поравнялся со старшиной первой статьи Гуриным:
— Железнодорожник! И ты здесь.
— Так точно, товарищ командующий!
— Значит, отремонтировали тебя медики?..

Три месяца назад Турин во время тренировочного прыжка не справился с парашютом и приземлился на груду железнодорожных рельсов. Тогда-то и нарекли его Железнодорожником.
— На этот раз надо будет прыгать куда следует, — ласково пожурил командующий. — Успеха тебе, старшина!

После беседы десантники приняли клятву. Так уж повелось во время войны, когда требовалось идти на особо сложное задание.
А потом, сложив снаряжение на землю, десантники прошли в зеленый домик. Там, в кабинете, возле карты и схемы оперативной обстановки на аэродромном узле состоялся разговор с генералом.
— В операции принимают участие следующие силы,— говорил генерал,— парашютно-десантный отряд в составе тридцати восьми человек и два самолета для их выброски. Ваш отряд делится на две группы: прикрытия и диверсионную. Группа прикрытия идет на ПС-84, диверсионная на ТБ-3. Каждому из вас известны свои обязанности. После окончания операции будете выходить в свой тыл... По последним сведениям, на аэродроме находится около пятидесяти самолетов противника. Гитлеровцы участили удары с воздуха на Туапсинском направлении...
В подробности операции командующий ввел десантников только за четыре часа до ее начала...

Выспавшись, десантники стали решать, как быть дальше. Карты у них не было. В горных условиях компас бесполезен. Решили идти ночью, а днем отсыпаться. Так и сделали, но оказалось, что ночью в горах много не пройдешь. На вторые сутки уже шли днем, а ночью отсыпались. К тому же днем, как ни странно, помогали ориентироваться немецкие «юнкерсы», направляющиеся к линии фронта в строю, как на параде, а возвращавшиеся врассыпную.
На третий день пути положение десантников осложнилось тем, что пошел сильный дождь. Кончились и запасы продовольствия.
В полдень на дороге показалась крестьянская подвода. Управлял лошадью старик, одетый в длинное темное пальто, рядом с ним, развалившись, сидел, косо поглядывая на десантников, молодой человек в клеенчатом плаще.
Старик, по всей видимости, смекнул, с кем имеет дело. Оно и немудрено: у всех троих под комбинезонами виднелись тельняшки.
— Отец, далеко ли отсюда ближайшее селение и как до него добраться? — спросил Турин.
Старик дал обстоятельный ответ. Виктор обратил внимание, что парень сидел молча, держался как-то напряженно. Виктор задал очередной вопрос:
— А вы, папаша, откуда будете?
— Да вот из этой самой станицы, куда вы держите путь. И он тоже оттуда, — старик показал на парня.
Подождав, пока телега скрылась из глаз, десантники пошли к селению. Дождь лил не переставая.
Неподалеку (от селения наткнулись на четыре небольших стога сена. Распределив время по сменам, Турин и его товарищи залезли в один из стогов. Первым дежурить взялся Виктор. Заделав за собой лаз, проделанный в сене, он стал наблюдать за дорогой. Вскоре услышал скрип тележных колес. По дороге двигались две подводы с вооруженными людьми. Когда подводы подошли ближе, Виктор разобрал, что это немцы вместе с полицаями. На передней подводе за возницу сидел тот самый парень, который был на дороге со стариком.
Вскоре телеги исчезли за поворотом. И снова стало тихо. Только шумел дождь — монотонный, надоевший. Муравьев и Фрумин продолжали спать.
Через час снова раздался скрип телег. На этот раз Виктор разбудил товарищей. Судя по обрывкам разговора, немцы и полицейские были пьяные. Увязая по ступицы колес в грязи, подводы проползли мимо стогов.
Как только стало темно, Виктор принял решение:
— Я пойду в селение. Вы меня подстраховывайте.
Десантники растворились в темноте ночи. Аккуратно раздвигая заросли, Виктор подошел к крайнему домику, постучался. Держа автомат перед собой, шагнул в тепло дома.
— Немцы есть?
— Были. Но ушли в другую станицу.
Перед Виктором стояла пожилая женщина с зажженной пятилинейной лампой.
— У вас не найдется чего-нибудь поесть?
— Найдется. Проходите в дом, а то ненароком свет увидят.
— Я не один, хозяйка. Нас много. Наш отряд стоит неподалеку.
На всякий случай Турин свою маленькую группу возвел в ранг отряда.
Турин вышел из домика и гукнул филином. Вскоре парашютисты сидели за накрытым столом. В самый разгар трапезы раздался тихий стук в окно.
— Не бойтесь. Это мой мужик пришел.
Каково же было изумление парашютистов, когда на пороге они увидели знакомого старика.
— Целы и невредимы. А я-то ведь за вас побоялся. Думал, что вас сцапают. Ведь рядом со мной Федька-полицай сидел.
— Отец! А что, если мы сейчас к Федьке в гости прогуляемся? — предложил неожиданно Турин.
— В самом деле, оно не грех, — отозвался хозяин.
Он обрядил Виктора в старую одежду, выскользнули в ночную тьму. В лицо сразу ударили крупные капли дождя. Минут через десять они подошли к большому дому, обнесенному высоким забором. Старик постучал в ворота. Сразу за забором остервенело залаял пес.
— Кто здесь?
— Федор, это я. Хочу тебе кое-что по секрету сказать.
— Подожди. Сейчас выйду.
Собака замолчала. Заскрипела тяжелая калитка, и, посвечивая себе под ноги фонариком, на улицу вышел мужчина.
Встав за кустом, Виктор следил за ним.
— Ты знаешь, где они? Хошь сведу? — говорил старик.
— Куда?
— В стоге они, у дороги.
— Подожди, я сейчас в дом зайду.
Полицай повернулся к дому, и тут перед ним встал старшина Турин.
— Погоди. Далеко ходить не надо. Мы здесь.— Под сердце предателю жестко ткнулся ствол парабеллума. И в ту же секунду раздался глухой выстрел.
— Все. Больше никого не предаст.
Утром с первыми петухами десантники отправились в дальнейший путь...
Хлеб, сало и картошка, которыми их снабдили гостеприимные хозяева, были прикончены через сутки. У сырости и усталости появился еще один союзник: голод. В пищу пошли грибы, ягоды и дикие яблоки.

Судьба еще миловала моряков от встречи с фашистскими патрулями. В день вылета на операцию один из офицеров разведки флота предупредил десантников о том, что гитлеровцы хорошо знают горные тропы и перевалы. В горах действует 49-й горнострелковый корпус, укомплектованный альпинистами и горнолыжниками, имевшими опыт «горной войны» в Норвегии, Франции, Греции и Югославии. Особенно хорошо подготовленной считалась 1-я горнострелковая дивизия «Эдельвейс» генерал-лейтенанта Ленца. Отличительным знаком этой дивизии было изображение горного цветка эдельвейса на знамени и головных уборах личного состава. Некоторые из офицеров этой дивизии в тридцатых годах как альпинисты и туристы бывали на Кавказе, поднимались на его вершины, перевалы и могли свободно ориентироваться на местности.
Соблюдая доступные меры предосторожности, парашютисты шли к своим долинами горных хребтов.

К вечеру 28 октября, когда десантники стали устраиваться на отдых, Муравьев почувствовал запах дыма. Решили выяснить, кто там палит костер и зачем. Поднялись потихоньку на склон, и перед ними открылась поляна. Посреди поляны весело полыхал костер, неподалеку от него стоял привязанный к корявому деревцу мерин, навьюченный поклажей. Чуть в стороне от костра устроилась пятерка горных егерей. Они о чем-то громко говорили между собой.
Турин призадумался: как быть? Патруль перекрыл единственную тропу. Конечно, ее можно обойти, но сил у десантников оставалось немного.
— Давайте поступим так: вы отойдите друг от друга метров на тридцать и возьмите егерей на прицел, — сказал Турин товарищам. — Как только я подам сигнал, открывайте огонь. Мой сигнал — свист. Понятно?
Осторожно пробираясь через колючие заросли, Турин зашел с другой стороны поляны. Устроившись за обломком скалы, Виктор поудобнее приладил автомат, вложил пальцы правой руки в рот, и лихой свист пронесся над поляной.
Словно подброшенные взрывом, горные стрелки схватились за «шмайсеры». Не успели гитлеровцы понять, в чем дело, как три короткие автоматные очереди свалили егерей на землю.
Десантники собрали у убитых документы, оттащили трупы к расщелине и замаскировали ветками кустарника. Потом занялись трофеями. Во вьюках на мерине оказались продукты и боеприпасы.
Подкрепившись, десантники без промедления отправились в путь, уничтожив следы своего пребывания. Первым по тропе шел Виктор, за ним Фрумин и последним Муравьев, ведя мерина на поводу. Мерин был скотиной покладистой и сразу признал новых хозяев. Его доброе отношение было учтено: на каждом привале он получал свою порцию трофейного сахара.

Располагаясь на ночлег, десантники услышали далекие орудийные залпы. Вывод был один: наши близко. И хотя к телу липла мокрая одежда — дождь снова шел не переставая, — в обуви хлюпала вода, костра на сей раз решили не разводить: чем ближе к линии фронта, тем фашисты бдительней.
На следующее утро десантникам повезло: небо прояснилось, и даже появилось солнце.
Часа в два дня, когда деревья и кусты стали подсыхать, над вершиной горы, у подножия которой шли парашютисты, появился небольшой одномоторный самолетик.
— Ребята, бегом под деревья! — Турин схватил за повод мерина и потянул под ближайшее дерево. Стоя в укрытии, парашютисты наблюдали, как маленький самолетик, противно гудя мотором, кружил над горами. Муравьев поднял над собой автомат, пытаясь взять «Физелер-Шторх» на мушку.
— На твою очередь все немцы сбегутся. — Рука старшины первой статьи Турина легла на ложу автомата Муравьева.
Немного покрутившись над горами, вражеский разведчик улетел.
Перед последним рывком десантники решили отдохнуть и набраться сил. Благо продукты позволяли это. Над ними почти беспрерывно пролетали самолеты: было видно, как они шли к линии фронта.

Следующие два дня двигались только днем. Каждый километр давался с трудом, размокшая дорога не позволяла идти быстро. И все-таки наступил час, когда орудийные залпы стали раздаваться совсем рядом. С высоты уже можно было различить на дороге крытые автомашины, цепочки солдат.

Линию фронта десантники решили пересечь в районе села Хамышки, на которое вышли на рассвете. Потом свернули к лесу и несколько часов пробирались сквозь заросли, пока их не остановил властный голос:
— Кто идет?
— Свои.
— Пароль! — Щелкнул затвор винтовки.
Виктор Турин чуть выглянул из-за дерева и увидел красноармейца с винтовкой.
Через несколько минут выяснилось, что парашютисты вышли ко второй линии нашей обороны, которую держали пехотинцы стрелкового полка.

Вернувшись на свой аэродром, десантники узнали, что к своим вышли двадцать четыре человека. Пробрался и Перепелица. И каждый из них был награжден орденом Красного Знамени.
В газете, в вечернем сообщении Советского информбюро от 11 ноября 1942 года, они прочли: «Летчики Черноморского флота совершили налет на вражеский аэродром. Советские бомбардировщики сделали по пять-шесть заходов на цель. Затем появились штурмовики, которые обрушили свои удары на прожекторные и зенитные установки противника. Вслед за этим наши транспортные самолеты сбросили с небольшой высоты парашютистов. Приземлившись, наши десантники подожгли находившиеся на аэродроме самолеты и скрылись. Всего в результате этой операции сожжено 13 и серьезно повреждено 10 немецких самолетов. Наши десантники пробились через линию фронта и вышли в расположение советских войск».

Уже прошел месяц после выполнения этого необычного боевого задания, когда Фрумин обратился с вопросом к Турину:
— Виктор, скажи, зачем ты свистел, когда с егерями встретились?
— Не мог стрелять в спину. Как-то неприятно себя чувствовал.— Старшина Турин застенчиво улыбнулся.

А. Григорьев, капитан 2-го ранга
 
Цитата
гв.р. Alexey пишет
Кажется такого материала не публиковали.
Отличный материал!!! А кто автор?
Всем привет с Родины ВДВ!!!
Sanuch.
 
Цитата
Sanuch пишет
Отличный материал!!! А кто автор?

Цитата

А. Григорьев, капитан 2-го ранга

Я так понимаю что он...
 
Цитата
гв.р. Alexey пишет
Я так понимаю что он...
Конечно, что-то сразу не разглядел, желательно-бы жирным выделить.
Всем привет с Родины ВДВ!!!
Sanuch.
 
Цитата

Перед началом войны с Германией СССР располагал десятью воздушно-десантными корпусами по три бригады в каждом. На стадии формирования находились еще пять корпусов. Кроме того, имелся ряд отдельных парашютных бригад и батальонов. Бригада состояла из 4-х батальонов, численность личного состава каждого из которых равнялась по штату 546 человек. Численность воздушно-десантного корпуса составляла примерно десять тысяч человек. Однако несмотря на многочисленность, советские парашютисты в основном воевали как обычные пехотинцы, а не десантники. Сказались огромные потери самолетного парка в первые недели войны.

3 октября 1941 года для задержки стремительно развивавшегося наступления немецких танковых и механизированных частей на Москву был переброшен авиадесант в район Орла-Мценска. Две бригады ВДВ из состава 5-го воздушно-десантного корпуса, общей численностью 6 тысяч человек, за 12 часов были доставлены в указанный район на 60 самолетах ПС-64 и ТВ-3. Каждый самолет сделал по 3-4 вылета. Кроме стрелкового оружия, десантники имели 10 орудий калибра 45 мм, минометы и крупнокалиберные пулеметы.

Приземление самолетов с первым батальоном десанта происходило на аэродроме в Орле под огнем противника, уже вышедшего на окраину взлетного поля. Поэтому остальные части пришлось высаживать на аэродроме Оптуха, в 8 км северо-восточнее города и под Мценском. В жестоких боях вскоре были потеряны все пушки. Однако посредством подвижной обороны, многочисленных засад и ночных вылазок, во взаимодействии с частями подошедших вскоре 6-й гвардейской стрелковой дивизии и 4-й танковой бригады, наступление немцев было остановлено. Произошло это на реке Зуша под Мценском.

Расстояние в 45-50 км, отделявшее Орел от Мценска, 24-й механизированный корпус 2-й танковой группы генерала Гудериана смог с большими потерями преодолеть только за 9 суток. Быстрая доставка советских войск самолетами явилась для немецкого командования полной неожиданностью. Поскольку перевозка, высадка и сбор десантников осуществлялись под огнем противника, их действия следует считать воздушно-десантной посадочной операцией, решившей поставленные задачи.

Следующая десантная операция советских парашютистов произошла 15 декабря 1941 года к западу от города Клин. Батальон в количестве 415 человек, которым командовал капитан И. Г. Старчак, был сброшен в тылу немецких войск, отступавших под натиском Красной Армии, перешедшей в контрнаступление под Москвой 5 декабря. Немцы отходили к Волоколамску, рассчитывая закрепиться на заранее подготовленном к обороне рубеже по рекам Лама и Руза. Они двигались по единственной еще не перерезанной дороге, ведущей к Теряевой слободе. Сюда и десантировался батальон из состава 214-й бригады ВДВ. В ночь на 15 декабря он оседлал дорогу, разрушил линии связи и преградил путь немецким войскам.

Десантники не только перекрыли путь из Клина к Теряевой слободе. Они перекрывали и другие возможные пути отхода немцев на запад. В течение 9 суток они нападали на двигавшиеся колонны, уничтожали небольшие гарнизоны, взрывали мосты, поджигали автоцистерны с бензином для танков и грузовиков. Всего десантники взорвали 29 мостов, сожгли 48 автоцистерн, подбили 2 танка, уничтожили не менее 400 вражеских бойцов. Действуя небольшими диверсионными группами по коммуникациям противника в обширном районе, десантники вынудили врага бросить тяжелое вооружение. Только немногим удалось прорваться из Клина в западном направлении. За успешное руководство операцией капитан Старчак был произведен в майора.

В первые дни января 1942 г. был произведен десант батальона ВДВ майора Старчака в полосе наступления 43-й армии Западного фронта. Поначалу планировалось, что парашютисты захватят аэродром в районе села Большое Фатьяново. Затем туда на самолетах доставят пехотный полк (1,3 тысячи человек). Все вместе они перережут шоссе Юхнов-Медынь и полностью парализуют немецкие тылы.

Десант был сброшен на немецкий аэродром в ночь на 4 января 1942 г. Не дожидаясь полного сбора парашютистов, Старчак повел своих бойцов в атаку. Однако подавить сопротивление противника ему удалось только к вечеру. Организовав оборону, десантники начали расчистку летного поля от снега и установку посадочных сигналов. Но утром 5 января резко ухудшилась погода. Поднялась сильная метель, весь аэродром оказался занесен снежными сугробами. В связи с этим (а также из-за изменившейся оперативной обстановки) высадку остального десанта отменили. Батальону Старчака приказали перейти к самостоятельным диверсионным действиям в полосе наступления 43-й армии.
В ночь на 8 января внезапной атакой десантники захватили железнодорожную станцию Мятлево, где уничтожили 2 эшелона с 28 танками и другой военной техникой. После этого еще 10 суток батальон в исключительно трудных условиях суровой зимы вел боевые действия на дорогах южнее Медыни. Лишь 19 января остатки батальона (всего 87 человек) соединились возле села Никольское с частями 43-й армии. Своими смелыми действиями батальон майора Старчака частично дезорганизовал работу войскового тыла немцев перед наступающими советскими частями, чем способствовал успеху наступления.

В ночь на 18 и на 19 января 1942 года был сброшен парашютный десант в количестве двух батальонов 201-й бригады ВДВ юго-восточнее Вязьмы в районе деревни Желанье. Они расчистили от снега посадочную площадку, на которую в следующие три ночи был доставлен самолетами целый полк (1,6 тыс. человек), имевший более чем 100 пулеметов, 90 минометов и 45 мм пушек. Потери оказались незначительными, хотя немцы с самого начала высадки ежедневно бомбили и обстреливали с воздуха район высадки. Оба парашютных батальона под командованием капитана Суржика атаковали и захватили 20-22 января ряд населенных пунктов, в частности, деревни Ключи, Петрищево, Тыновка и другие, после чего 23 января соединились с прорвавшимся кавалерийским корпусом. Тем временем доставленный на самолетах пехотный полк развивал наступление в направлении города Глухов, и 4 февраля соединился с частями 239-й стрелковой дивизии.

В середине февраля 1942 г. сложилась исключительно тяжелая обстановка в полосе боевых действий 29-й армии на ржевском направлении. Штаб армии и ряд ее частей оказался отрезанным от основной группировки. Для оказания помощи этой окруженной и крайне измотанной боями группировке в ночь на 17 февраля был сброшен парашютный десант в количестве около 400 человек, под командованием старшего лейтенанта П.Л. Белоцерковского.

В месте высадки (село Окороково) район нахождения окруженных советских войск составлял площадку 8 на 7 км. Вся она находилась под вражеским огнем. Непосредственно в момент высадки шли бои за село. Тем не менее, сразу же после освобождения от парашютов десантники с хода вступали в бой мелкими группами. Когда наступил день, они раздали окруженным боеприпасы и продовольствие, морально подняли их дух. Вечером того же дня части 20-й армии пошли на прорыв и к 22 февраля вышли из окружения. Десантники сражались на самых опасных участках, проявляя чудеса героизма.

Вяземская воздушно-десантная операция вошла в историю как самая длительная операция такого рода. Ее началом считают 27 января, окончанием 28 июня 1942 года.

Выброска отрядов парашютистов производилась на Вяземском направлении и происходила в несколько этапов. С 27 января по 2 февраля, за 6 суток, удалось сбросить чуть более 2-х тысяч человек. Однако из-за больших потерь во время сброса и ошибок с местами высадки к решению боевой задачи среди них смогли приступить только 1320 человек. Следующий десант состоялся в ночь на 23 февраля, на этот раз удалось сбросить более 7-й тысяч человек. Правда, в результате обстрела немецким истребителем прямо в самолете погиб командир 4-го воздушно-десантного корпуса генерал-майор В.Ф. Левашов. Парашютисты должны были вести наступление с тыла на немецкие части, с целью захвата рокадной железной дороги Вязьма-Киров, и выхода к Вязьме, Дорогобужу, Юхнову. Им противостояли не менее пяти пехотных полков противника, занимавших укрепленные позиции, имевших артиллерию и авиационную поддержку.

Без тяжелого вооружения, не имея численного превосходства части корпуса продвинулись в ряде направлений на 20-22 км навстречу фронту. Но поскольку советские войска не смогли развить успешное наступление с другой стороны, постольку с 1 марта десантники, понесшие к тому времени значительные потери, вынуждены были перейти к обороне. Фронт обороны составлял примерно 35 км, в строю оставалось около 3-х тысяч человек. Жестокие бои шли с переменным успехом с марта по конец апреля. В мае остатки корпуса начали прорываться к своим войскам, что им и удалось осуществить 21-28 июня.

Цель операции достигнута была достигнута лишь частично. Но вины парашютистов в том нет. Они высадились зимой, ночью, с крайне ограниченного числа самолетов (не более 60-70), без тяжелого вооружения, с недостаточным запасом боеприпасов и продовольствия. Как всегда, подвело бездарное планирование операции высшими штабными чинами (особенно в той части плана, который предусматривал прорыв фронта 50-й армией) и слабое материальное снабжение. Все же парашютисты отвлекли на себя довольно значительные немецкие силы, которые пришлось снимать с передовых позиций для наведения порядка у себя в тылу. Бывший немецкий офицер фон Нове так писал об этих боях после войны: "Русские парашютисты много дней контролировали лес и, лежа на ветках, брошенных прямо на снег, отбивали наши атаки. Только после прибытия с фронта танков и пикирующих бомбардировщиков удалось очистить от них дороги".

Вяземская и другие операции показали, что шансы на успех при высадке в тылу врага имеют только небольшие диверсионные подразделения. Чем крупнее десант, тем труднее ему решать оперативно-тактические задачи. Поэтому летом 1942 года 10 воздушно-десантных корпусов были преобразованы в гвардейские стрелковые дивизии.

Прямо противоположные результаты получали малые группы. Так, в ночь на 24 октября 1942 года группа десантников в количестве 42-х человек (командир капитан М. Орлов), после тщательной подготовки, была сброшена на немецкий аэродром в Майкопе. Хотя немцы сразу же открыли зенитный огонь по самолетам десанта, отряд высадился без потерь и за 1 час уничтожил 22 истребителя и бомбардировщика, а 20 самолетов повредил из 54-х имевшихся на поле. Одновременно десантники вели бой с охраной аэродрома и подошедшими к ней на помощь силами. 14 парашютистов погибли в бою, 28 прорвались к партизанам.

 
Здесь: http://glory-id.narod.ru/airborne/airborne...y-article02.htm
Статья "СОВЕТСКИЕ ВОЗДУШНО-ДЕСАНТНЫЕ ВОЙНА В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ" из сборника «Воздушные десанты Второй мировой войны» В. Гончарова. Опубликована в 2003г. Ряд выводов автора безусловно спорный...

Цитата из статьи :
Цитата

24 октября 1942 года, в разгар наступления немецких войск на Кавказ, на захваченный противником аэродром Майкопа с самолетов ТБ-3 и ПС-84 было выброшено 40 парашютистов, которые уничтожили и повредили 22 самолета из находившихся на аэродроме 54 машин. Отряд потерял 14 человек, остальные позднее вышли в расположение своих войск.
 
На нашем форуме есть хорошая тема, думаю она Вас заинтересует: http://www.morpeh.com/forum/index.php?showtopic=2192
ТАМ ГДЕ МЫ, ТАМ-ПОБЕДА!
 
Цитата
139 пишет:
На нашем форуме есть хорошая тема, думаю она Вас заинтересует: http://www.morpeh.com/forum/index.php?showtopic=2192
На нашем форуме тоже где-то есть тема о моряках-парашютистах и о памятнике, который им собирались ставить. Поищите поиском.
С неба об землю... и в бой!
 
Появился сайт о Днепровской воздушно-десантной операции. http://dneprovskydesant.ru/glavnaya/
Сайт медленно, но заполняется.
Вот еще интересный десантный сайт о действиях десантников в Демянском котле. http://mvdb1.ru/
 
Думаю не промахнулся, по теме http://voenhronika.ru/publ/vtoraja_mirovaja_vojna_sssr_khronika/specnaz_vtoroj_­mirovoj_rossija_4_serii_2010_god/22-1-0-506
 
Сегодня отмечается 70- летие Майкопского десанта http://www.morpeh.com/index.php?option=com_content&view=article&id=996:70-letie-majkopskogo-desanta&catid=166:etot-den-v-istorii
 
Цитата
Влад пишет:
Сегодня отмечается 70- летие Майкопского десанта http://www.morpeh.com/index.php?option=com_content&view=article&id=996:70-letie-majkopskogo-desanta&catid=166:etot-den-v-istorii

Молодцы морпехи! Посмотрел ваши темы - они живут, вы по крупицам собираете память... спасибо вам!

Через несколько дней грядет очередная годовщина десанта...

Сейчас перечитываю воспоминания А.А.Гречко "Годы войны 1941-1943" так вот, там в главе "Десант на Мысхако" среди состава основного десанта упоминается "отдельный фронтовой авиадесантный полк" (стр.426). А вот в составе "демонстративного десанта" по командованием майора Ц.Л.Куникова числится "1-й батальон парашютного полка" (стр.433) вот дословно:

"Корабли отряда высадки немедленно начали переброску в район Станички второго и третьего эшелонов (1,3,4-й боевые участки и 1-й батальон парашютного полка), ... под командованием старших лейтенантов И.В.Жернового, В.А.Ботылева, И.М.Ежель."

и далее по тексту (стр.435):

"За несколько дней были успешно высажены в районе Станички 255-я и 83-я бригады морской пехоты, 165-я стрелковая бригада, отдельный авиадесантный полк, пулеметный батальон, отряд морской пехоты и 29-й истребительно-противотанковый артиллерийский полк."

Раннее никогда мне не попадались подобные упоминания о авиадесантниках - может кто-то прояснить ситуацию?
ЗА СЛАВЯНСКОЕ ЕДИНСТВО!
 
См. пост Деса № 31.
КТО НАС НЕ ЖДЕТ-ТОТ НАМ НЕ НУЖЕН!
 
Цитата
Первый с начала войны воздушный десант совершил 4-й батальон 214-й вдбр 4-го вдк под командованием Ильи Полозкова. Одна из рот батальона (командир - ст. л-т Николай Романенко) получила задачу высадиться с Климовичского аэродрома в район сосредоточения немецких танков, остановившихся в виду отсутствия топлива у поселка Горки в Могилевской области. Десант численностью 64 человека понес тяжелые потери еще перед началом выброски и во время ее проведения: операция проводилась в дневное время с использованием огромных тихоходных ТБ-3 без какого-либо истребительного сопровождения. Выброшенная группа парашютистов еще в воздухе была встречена плотным огнем стрелкового оружия. Оставшиеся в живых парашютисты, вооруженные бутылками с зажигательной смеью, сумели вывести из строя несколько танков, после чего, преследуемые противником, начали отход. В расположение советских войск в районе Климовичей вместе с командиром роты вышли лишь немногие. Как вспоминали участники десанта, после прибытия в штаб корпуса, расположенный под Климовичами, никто даже не спросил их о количестве уничтоженных немецких танков.За организацию этой акции начальник ПДС бригады капитан Максим Коцарь был награжден медалью "За боевые заслуги", бойцы роты во главе с командиром были только отмечены в приказе...
Подробней в статье Леонида Дубаневича на сайте газеты "Во славу Родины"
Привожу текст полностью:

Первый десант Великой Отечественной

13 июля 1941 года советская авиаразведка обнаружила вблизи города Горки около 300 вражеских танков и другой военной техники. Вся она скопились в ржаном поле, ожидая ремонта и заправки горючим. Упустить возможность одним ударом уничтожить такое количество обездвиженной бронетехники было бы непростительной ошибкой. Главнокомандующий войсками Западного направления Маршал Советского Союза Семён Тимошенко в этот же день приказал выбросить в районе города Горки тактический воздушный десант и уничтожить максимально возможное количество обездвиженной вражеской бронетехники. Выполнить эту задачу поручалось личному составу 4-го воздушно-десантного корпуса.
Это соединение было сформировано в апреле 1941 года и дислоцировалось в Марьиной Горке. Командовал корпусом генерал Алексей Жадов. В его состав вошли три воздушно-десантные бригады и артиллерийский полк. Война застала соединение в завершающей стадии формирования.
Все бригады и корпусные подразделения были укомплектованы хорошо подготовленными воинами, качественной матчастью и достойным вооружением. Можно с уверенностью сказать, что это было одно из лучших соединений Западного особого военного округа.
Боевое крещение десантники прошли 29 июня на реке Березине, заняв оборону у населенного пункта Свислочь. Стрелковые части в пешем строю на протяжении трех суток сдерживали натиск 24-го мотокорпуса немцев, несшего значительные потери в живой силе и технике. С начала июля 7-я и 8-я воздушно-десантные бригады корпуса вели упорные бои в предполье Днепра и в районе Могилева.
Позже, 5 июля, на реке Друть в районе Белыничей десантники отразили несколько атак 2-й танковой группы Гудериана, уничтожили 38 вражеских танков. При этом следует учесть, что в составе двух бригад было всего 2.100 бойцов и 30 орудий разного калибра. По всей видимости, в этих боях на Березине и Друти танки Гудериана сожгли все запасы горючего.
Задача по уничтожению вражеской колонны с воздуха была поручена командиру 10-й роты старшему лейтенанту Романенко. Он отобрал 64 добровольца из состава бригады. Десантирование было назначено на час ночи 14 июля с четырех самолетов ТБ‑3. Каждый такой бомбардировщик, помимо бомбовой нагрузки, нес на борту шестнадцать парашютистов. Из-за затянувшейся подготовки самолетов к вылету и подвешивания бомб операция началась с рассветом. Эффект неожиданности не состоялся…
Обнаружив советские бомбардировщики, немцы открыли ураганный огонь по самолетам и плотной завесой из зенитных орудий и пулеметов защитили место заправки топливом.
Ошибка была допущена и здесь… Вместо того чтобы выбросить десант, а потом бомбить позиции немцев, авиаторы сделали наоборот — занялись бомбежкой. Десантники несли серьезные потери. Часть из них была убита и ранена в самолетах, другая — во время десантирования.
Приземлившись, бойцы пытались пробиться к танкам, но попали под плотный пулеметный огонь. Именно тогда они применили бутылки с горючей смесью, от которых поле ржи вспыхнуло как факел. Пламя быстро поглотило сосредоточенную вражескую технику. Большая часть танков и бронемашин сгорела. Называются разные цифры потерь: от нескольких десятков до сотен единиц бронетехники.
Отстреливаясь от наседающих гитлеровцев, парашютисты ушли в сторону Мстиславля. К своим вернулась лишь половина личного состава… Так завершился первый советский тактический десант в Великой Отечественной войне. Но воздушная пехота продолжала сражения.
Генерал-полковник Леонид Сандалов в своих мемуарах пишет:
«Начиная с 17 июля находившийся здесь воздушно-десантный корпус генерала Жадова почти ежедневно атаковал противника в районе Мстиславля и Кричева. Алексей Семёнович Жадов и удачно дополнявший его начальник штаба корпуса полковник Александр Фёдорович Казанкин — бывшие мои однокурсники по Академии имени Фрунзе — хорошо чувствовали обстановку и всякий раз своевременно оказывались там, где в них была острая необходимость.
Для усиления воздушно-десантного корпуса я передал Жадову несколько подразделений из армейского запасного полка и корпусной артиллерийский полк. Большего, к сожалению, мы направить туда не могли. Однако и в таком составе правофланговая группировка наших войск не раз выбивала врага из Кричева, наносила тяжелый урон переправлявшейся через Сож 3-й танковой дивизии противника и в конце концов принудила последнюю перейти к обороне под Кричевом. А в районе Мстиславля до 20 июля топтались на месте эсэсовская дивизия «Райх» и полк «Великая Германия…».
29 июля в районе Кричева 4-й воздушно-десантный корпус, отряд 148-й стрелковой дивизии, 6-я стрелковая дивизия форсировали реку Сож и захватили плацдарм. Вечером сводный отряд майора В. С. Тимченко (начальника оперативного отдела 4-го воздушно-десантного корпуса) в составе 1.200 бойцов ворвался в Кричев. Всю ночь шел ожесточенный бой с гитлеровцами в районе железнодорожной станции, около военкомата, а также в прилегающих к городу деревнях Воронево и Задобрость.
Два вражеских батальона почти полностью были уничтожены, только отдельным солдатам удалось вырваться из города. Однако на рассвете фашисты бросили в контратаку значительные силы пехоты и танков. Десантники вынуждены были оставить город. После недели упорных боев корпус был отведен на переформирование. Отдых длился недолго. Уже 18 августа 1941 года 4-й воздушно-десантный корпус как наиболее боеспособное соединение воздушно-десантных войск получил задачу прорвать оборону противника между городами Унечью и Стародубом. Десантники с отличием выполнили эту задачу и улучшили военную обстановку для 13-й и 21-й армий. В дальнейшем корпус упорной обороной в течение недели задерживал прорыв противника на московском направлении.
В декабре 1941 года 4-й воздушно-десантный корпус в составе 7, 8-й и 214-й бригад готовился к десантной операции с целью перерезать железную дорогу и автостраду Москва — Минск, чтобы не допустить подхода резервов врага с запада и отхода его войск из района Вязьмы. Но это уже другая история…
 
Российское военно-историческое общество представляет сайт «Вяземский десант-75», посвященный операции, которая началась ровно 75 лет назад. Это самый полный и подробный интернет-ресурс, который расположен на главном историческом портале страны – История.рф.
На сайте «Вяземский десант-75» посетители смогут увидеть уникальные фотографии из лучших архивов страны, во вкладках «Операция», «Герои», «Вооружение», «Биографии» и «Поиск» узнать о том, как готовилась и проводилась Вяземская воздушно-десантная операция, какие задачи были поставлены перед нашими войсками, в каких тяжелейших условиях они реализовывались и многое другое...
Ссылка на сайт - Вяземский десант
 
Встреча участников одесского воздушного десанта 9 мая 1965 года https://www.youtube.com/watch?v=lMOU7anE-Cc
Страницы: Пред. 1 2
Читают тему (гостей: 1)

Яндекс цитирования liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня Все права на материалы, используемые на сайте, принадлежат их авторам.
При копировании ссылка на desantura.ru обязательна.
Professor - Создание креативного дизайна сайтов и любые работы с графикой